Наталья Жукова
Консультация «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Все возрастные кризисы – это в первую очередь переоценка жизненных ценностей. Просто малыш не понимает этого, но мы-то знаем, что в определенный период жизни происходит понимание, что пора что-то изменить, чего-то достичь, но по тем или иным причинам не можем этого сделать и нервничаем, и переживаем, и иногда даже плачем. То же самое происходит с трехлеткой.
Его психофизиологические способности еще не на высоте, он многого не умеет. Но он же «взрослый», он «САМ»! Вот здесь и начинаются противоречия между «я хочу» и «я могу». Несозревшая нервная система, недостаток физических сил и возможностей, бессилие приводят к слезам, истерикам, или того хуже - к дракам, падениям на пол, швыряниям вещей. Ребенок плаксив, упрям, несговорчив, иногда даже агрессивен по отношению к детям и взрослым. Порой агрессия доходит до деспотизма, ребенок становится «невыносимым» и первая реакция взрослого – раздражение. СТОП! Остановитесь! Трехлетка здесь он, а не вы. Вдох-выдох и Мэри Поппинс спешит на помощь. Можем ли мы, взрослые люди, помочь малышу, повлиять на продолжительность кризиса, смягчить его протекание? Конечно. На то мы и взрослые.
Публикация «Консультация „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Я считаю, что первое и самое главное – это общение с ребенком на равных, как с «большим». Дети прекрасно чувствуют такое отношение к себе и в большинстве случаев идут навстречу своему взрослому другу.
Второе – обязательно предоставлять выбор практически в любой ситуации. Не «не съешь кашу-не пойдешь играть»», а «сколько ложек ты хочешь съесть- пять или четыре?». Не «одевайся быстро!», а «хочешь надеть красные или синие штанишки?», не «Убирай игрушки!», а «Положи этот синий мячик в красную корзинку». Ребенок чувствует, что его уважают. Понимает, что его НЕ ЗАСТАВЛЯЮТ, а ПРОСЯТ, предлагают. Он готов идти на компромисс. Поощрение должно быть незамедлительным, похвала творит чудеса. Ценность поступку ребенка придает одобрение взрослого. С помощью похвалы повышается самооценка, становление «Я» происходит быстрее, ребенок становится более уверенным в себе, самодостаточным, спокойным.
Если все же малыш завелся и не может остановиться, стараемся переждать истерику спокойно, периодически подбадриваем и сочувствуем. Дайте понять малышу, что всем сердцем ему сопереживаете и обязательно поможете найти выход из ситуации, как только он успокоится и пойдет на контакт. НЕ торопите, трехлеткам присуще чувство негативизма, не стоит настаивать на немедленном исполнении вашей просьбы, дайте малышу принять решение самому.
Вывод – надо уважать ребенка и его желания. И быть готовым всегда прийти на помощь. В жизни будет еще много кризисов. Надо помочь детям преодолеть первый и главный возрастной кризис с наименьшими проблемами.