Юсова
Консультация «Кризис 7 лет, его проявления, симптомы, причины и что делать взрослым в период кризиса?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 7 лет – что это?
Это – процесс, взросления ребенка.
Кризис возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственностьВ этот период у детей формируется социальная позиция ребенка и утрата детской непосредственности.
Публикация «Консультация „Кризис 7 лет, его проявления, симптомы, причины и что делать взрослым в период кризиса?“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Давайте определим возраст, когда протекает кризис? (с 6 до 8 лет)
Как долго длится кризис по времени? Может длиться от 6 недель до полугода.
Психологические симптомы кризиса семи лет делятся на три группы: негативные, нейтральные и позитивные.
Негативные симптомы – это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований).
• Негативизм. Ребенок отрицает правила и требования, пробует их нарушать. Даже у послушных и покладистых детей проявляется непослушание;
• Упрямство. Ребенок упорно отстаивает свою точку зрения, даже если сам понимает ее неправильность. Упрямо отказывается от привычных обязанностей, игнорирует просьбы и требования;
• Строптивость. Ребенок сопротивляется. Сопротивляется любыми доступными ему способами и любым требованиям;
• Конфликтность. Ребенок часто спорит, порой даже провоцирует конфликты;
• Эмоциональная нестабильность. Беспричинная смена настроения. Их настроение может резко меняться от слез до заливистого смеха в течение десяти минут.
• Острая реакция на критику. Появляется способность внутренне себя оценивать, формируется самооценка.
Нейтральные симптомы – это новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости». Пример: одна девочка решила одна пойти домой из школы, пошла по другому пути, чтобы не встретиться с мамой…
• Подражание взрослым – в поведении, в жестах и мимике, использование в своей речи взрослых интонаций и незнакомых слов. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость – это прежде всего свобода поступать так, как хочется. Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьезным видом рассуждает о политике или устройстве мира.
Позитивные симптомы – это приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса.
• Интерес и пытливость. Ребенок вновь активизирует режим «Почемучка», но вопросы теперь боле глубокие, более осмысленные. Ему искренне интересно устройство мира, особенности взаимоотношений, теперь он не довольствуется короткими ответами, ему необходимо разобраться, добраться до сути;
• Появляются новые знакомства, а с ними и новые увлечения. Ребенок с удовольствием узнает много нового и все хочет попробовать – прямо как у Барто – «…драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…»
• Возросшая самостоятельность. Ребенок с готовностью берет на себя ответственность, он рад помогать, с удовольствием выполняют «важные поручения» взрослых.
Причины кризиса 7 лет
В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чё тко прописывает возрастная психология:
Произвольность и опосредованность
Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая.
Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед ребё нком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.
Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, зачем он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это накладывает на него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса.
Осознание внутренних переживаний
В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что, кроме физической, существует ещё и психическая оболочка.
Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.
Теперь ребёнок осознаёт, что он хочет получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того, чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.
Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться и перестал выходить во двор к ребятам.
Это создаёт определённые проблемы, потому что внутреннее «я» оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят. Возникает ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается ежедневно по несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.
Взаимоотношения по правилам
Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.
В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.
Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.
Новые социальные роли
Первая новая социальная роль — школьник. Вторая новая социальная роль — одноклассник.
Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, родственников он теперь — именно школьник. Из-за того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной конфликтов и, соответственно, кризиса.
Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования, совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая!» или «…я уже не маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко переживают.
Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к школе. Поэтому многие ошибочно считают именно её причиной кризиса 7 лет. На самом деле, даже если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позже, проблемный период всё равно наступает своевременно.
Помимо социально-психологических факторов, значимую роль играют также физиологические причины.
Активный рост организма, интенсивное развитие коры больших полушарий и лобной доли головного мозга и окончательное становление психологических процессов также являются причинами кризиса взросления семилетнего возраста.
Кризисы могут проходить как бурно, так и безболезненно: все зависит от того, какой опыт был накоплен в промежуточном этапе и какая социальная обстановка складывается на момент начала кризиса.
Что делать взрослым?
1. Быть спокойным. Ребёнок слышит и воспринимает не слова, а тон голоса! Интонация раздражённого человека может полностью блокировать содержание разговора.
2. Быть готовым к тому, что объяснение не сработает сразу, а на 5-20-100 раз.
3. Создавать условия для того, чтобы ребёнок видел последствия своих действий.
4. Проводить нравственные беседы, диалоги с детьми. Систематически (раз в неделю).
5. В обсуждении проблемных ситуаций, не переходить на личности.
6. Не выставлять ребёнка напоказ, не смеяться над ним.
7. С помощью сюжетно-ролевых игр, создавать условия для того, чтобы ребёнок почувствовал себя самостоятельным и взрослым.