Максим Кружихин
Кризис 3-х лет «Что делать родителям — «стратегия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее мы рассказали, о том, как реагировать родителям на те, или иные конкретные проявления кризиса трёх лет. В этой статье мы расскажем об общей стратегии поведения родственников в данный период развития ребёнка.
Итак, алгоритм действий родителей в период кризиса трёх лет можно представить следующим образом:
Терпите. Реагируйте взвешено и спокойно. На очередное капризное «Я сам!», вместо раздраженного желания подчинить – «Дай! Ты еще маленький, чтобы это сделать!» – остановитесь и искренне похвалите ребенка: «Какой ты уже взрослый!» Вы увидите, какой благодарностью и счастьем засветятся глаза вашего малыша. Ведь вы выскажете вслух то, что он сам чувствует. В такой ситуации ребенку будет проще принять помощь взрослых – ведь его назвали большими и ему не нужно никому ничего доказывать!
Публикация «Кризис 3-х лет „Что делать родителям — „стратегия“» размещена в разделах
Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса.
Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек. Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
Пусть у малыша появится несколько постоянных дел, которые он будет выполнять сам. Например, он вполне в состоянии принести утром свои носочки, помочь маме накрыть на стол и после еды убрать за собой посуду и т. д. Не стоит делать за ребенка то, что он прекрасно сможет сделать сам.
Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантов. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.
Ещё один вариант - предложите малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»).
Хвалите. В этом возрасте формирующуюся, стремящуюся к самостоятельности личность ребенка нужно как можно больше хвалить, одобрять проявления ребенка. Любое, самое малое достижение, должно быть замечено. Тогда у него появится внутренняя эмоциональная защищенность, чувство эмоционального благополучия, уверенность в себе, в своих действиях. Похвала, одобрение со стороны взрослых развивают очень важное личностное качество – чувство гордости.
Поддерживайте. Особенности психологии ребенка в три года таковы, что ему особенно нужна ваша поддержка. Но это должна быть именно поддержка, а не диктат: действия ваши должны быть конструктивными и ожидаемыми для ребенка.
Также можно предложить следующие варианты действий и поведения взрослых во взаимоотношениях с малышом в этот непростой период.
1. На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку. Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
2. Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
3. Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.
4. Поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность. Хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений с ребенком станет новое достижение – сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину.
5. В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин. Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, – дело серьезное. В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
6. Социум – необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения. Поэтому в этом возрасте очень важно общение со сверстниками. Это может быть двор, детский сад, группа раннего развития и др.
7. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет – естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.
Попробуйте принять своего ребенка в качестве друга и партнера – это то, в чем он нуждается больше всего.