Ольга Солодкая
Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников
Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно. Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Исходя из этого, организацию физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ следует рассматривать как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования. Научной основой концептуальных подходов является понимание того, что наука о здоровье базируется на накопленных знаниях морфологии, генетики, физиологии, психологии, экологии, культуры человека и педагогики. На основе концепции разработан программно - нормативный материал, отобранный и систематизированный согласно целевым установкам и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания. Специфической целью физического воспитания дошкольников является содействие воспитанию здорового, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, знаниями о физической культуре, обладающего способностью управления собой. Цель определяет задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные, которые конкретизируются с учетом возрастных особенностей развития ребенка.
Публикация «Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Основным методологическим подходом к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении является системный подход. Система физического воспитания в ДОУ характеризуется единством целей, задач, принципов и форм работы, направленных на физическое и личностное развитие детей и представляет собой взаимосвязанные мероприятия различной направленности.
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре. Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Главной целевой установкой физкультурно-оздоровительных программ должно быть формирование личности ребенка различными педагогическими средствами, в том числе средствами физической культуры.
«Положение о дошкольном учреждении» предоставляет возможность работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы.
Министерство образования и науки России регулярно информирует работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Новые программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Наряду со сходными положениями, современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе. Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по разделу «Физическая культура», подразделяются на: комплексные, парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре, программы дополнительного образования.
Комплексные программы. Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе - физическое. К ним относятся программы «Детство», «Радуга», «Истоки». В них в концентрированном виде нашли свое воплощение современные передовые взгляды на содержание и организацию дошкольного воспитания, в том числе на место и роль физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
«От рождения до школы». Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. В физическом воспитании дошкольников большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В программе акцентируется внимание на то, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.
Программа «Детство». Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность строго не регламентируются. Педагог самостоятельно определяет необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей.
Программа «Радуга». Внимание педагогов акцентируется на взаимодействии взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Авторы программы предлагают составить (вместе с родителями, медработником и педагогом) на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности.
Программа «Истоки». Программа направлена на амплификацию развития. В программе определены базисные характеристики личности. Такие как: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; самосознание личности и способность к самооценке.
Выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания детей.
Программа «Развитие». Особенность программы заключается в том, что прежде всего она ориентирует педагогов обучать детей способам получения новых знаний, умений, навыков, а не просто на их усвоение. В данной программе имеется раздел «Одаренный ребенок». Программа не содержит в себе раздела по физическому воспитанию детей, поэтому при организации физического воспитания дошкольников рекомендуется использовать программу «Радуга».
Авторы программы «Развитие» предлагают всю работу по физическому воспитанию строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.
Парциальные оздоровительные программы. В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Программы «Здоровье» и «Здоровый дошкольник». в первую очередь направлены на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, в основном оздоровительного бега. Программы акцентируют внимание на необходимость реального взаимодействия медицинских работников и педагогов дошкольного учреждения.
Программа «Здоровье». Автор: В. Г. Алямовская. Представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника. Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа : Физическое здоровье - программа «Группы здоровья»; Психологическое благополучие - программа «Комфорт»; Духовное здоровье - программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»; Нравственное здоровье - программы «Этикет», «Личность».
Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю. Ф. Змановский. Программа нацелена на достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект». Носит комплексный характер, но при реализации рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход.
С этой целью для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные «критерии» здоровья, характеристики биоритмологического профиля и соматотипа (конституции). Основную отличительную особенность программы составляет преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и особенно их комбинаций (бег, плавание, лыжи, велосипед и т. п., во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости.
Парциальные специализированные программы. В группу специализированных программ входят программы по физической культуре, адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений. Наиболее популярной из них является программа «Старт».
Программа «Старт». Разработана Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной и Л. К. Михайловой. По мнению авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей, всех обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню их усвоения. По мнению разработчиков программы, задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств. Это принципиальный подход в физическом воспитании дошкольников, предлагаемый авторами программы. Для реализации данного подхода необходимо выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта с тем, чтобы посредством их развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, что в конечном счете и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.
Программы дополнительного образования. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
Программа «Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа разработана Е. Г. Сайкиной и Ж. Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Структурная основа программы «Са-Фи-Дансе» представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Программа «Путешествие в Олимпию». Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С. О. Филиппова). Цель: ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры. Программные задачи : создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования, проводимого в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира; ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения; способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.
Программа «Физкульт-ура!» Авторы Шебеко В. Н., Овсянкин В. А. - один из вариативных подходов к организации физического воспитания дошкольников. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, примерный двигательно - оздоровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества. Цель программы - формирование физической культуры личности дошкольника. Теоретической основой программы служит концепция Б. Г. Ананьева о целостности человеческого организма и возникшей в связи с этим возможности управления многими сторонами развития через регуляцию одной из них посредством тренировки определенных функций в процессе обучения. Развитие двигательных способностей осуществляется в деятельности, которая включает элементы спортивной тренировки.
Однако, можно разработать уникальную программу оздоровительной деятельности, иметь материальные возможности и подготовленный персонал, но при этом эффективность оздоровительной работы будет незначительна.
Подобное происходит в том случае, если система оздоровительной работы в дошкольном учреждении неуправляема и реализация ее мероприятий по основным направлениям деятельности не контролируется. Именно поэтому система оздоровительной работы должна содержать блок мероприятий контроля ее реализации. К этим мероприятиям относят прежде всего мониторинг здоровья и физического воспитания детей, который, в свою очередь, включает и контроль процесса деятельности, и контроль ее результатов.
Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников
Физкультурно-оздоровительная деятельность организуется во всех дошкольных организациях, однако степень ее эффективности может быть различной. Основой ее реализации является программно - технологический компонент образовательной среды ДОУ. Можно выделить следующие критерии оценивания эффективности реализации программы :
1. Управление процессом развития здоровья воспитанников. Содержание: повышение качества образования, как личностное развитие воспитанников и изменение динамики характера и уровня заболеваемости детей в сторону снижения этого показателя, положительная динамика физического развития, нормализация антропометрических показателей у большего количества детей, изменение прироста показателей физической подготовленности за счет систематично проделанной работы, а не только естественного роста детей, преобладающее позитивное эмоциональное состояние воспитанников.
2. Управление процессами по здоровьесбережению педагогов и родителей. Содержание: здоровьесберегающая культура и компетентность педагогов и родителей.
3. Обновление, улучшение, обогащение и поддержание материально-технических ресурсов ДОУ. Оценка ППРС.
Оценивая данные критерии, можно сделать вывод об эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
В настоящее время в дошкольных учреждениях различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовленности детей по программе общероссийской системы мониторинга. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей. Физическая подготовленность оценивается по показателям : степени освоения детьми основных движений и сформированности психофизических качеств, выносливости и работоспособности. Для этого используются различные измерения, специальные тесты, и расчеты индексов. После сбора количественных результатов их сравнивают с нормативами и делается вывод о приросте показателей, который может быть достигнут как за счет естественного роста и развития, так и за счет целенаправленной работы. Это выясняется при расчете по формуле соотношения начального и конечного уровней и сверяется по специальной шкале оценки темпов прироста физических качеств. Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма.
Оценка состояния здоровья проводится комплексно: на основании данных медицинского осмотра, определения особенностей нервно-психического и физического развития, учета динамики заболеваемости ребенка в год. Улучшение здоровья детей по сравнению с исходными данными ( сравниваются исходные и конечные показатели: индекс здоровья; количество часто болеющих детей, а также частота и продолжительность болезней в каждой возрастной группе.).
Физическое развитие оценивается по показателям : длины и массы тела, окружности грудной клетки, и головы, пропорциональности развития тела.
Психоэмоциональное состояние детей оценивает психолог методом наблюдения, беседы. Оценивается : соблюдение социальных норм, темп деятельности, познавательный интерес, преобладающий эмоциональный фон, тревожность. Педагогом группы фиксируется доминирующее настроение в течение дня, отношение к сверстникам, способность к выбору занятий и игр, участие в игре и двигательной активности, интерес к двигательной деятельности.