Годунова Ирина
Краткосрочный проект по нетрадиционному рисованию «Ах, эти волшебные краски» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по нетрадиционному рисованию
«Ах, эти волшебные краски!» для детей 5-6 лет
Воспитатель МДОУ № 124
Годунова И. Ю.
г. Саратов 2019 г.
Тип проекта : исследовательско- творческий.
Вид проекта : краткосрочный.
Участники проекта : педагог, дети, родители.
Публикация «Краткосрочный проект по нетрадиционному рисованию „Ах, эти волшебные краски“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Сроки реализации проекта : проект рассчитан на один месяц (16.10.2019 г. — 16.11.2019 г.)
Актуальность проблемы: Изобразительная деятельность, в частности детское нетрадиционное рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С, Григорьева Г. Г.) она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память. Нетрадиционное рисование актуально, так как большинство его техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем не известно какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Проблема: недостаточное овладение детьми изобразительной деятельностью и развитие их творчества. С помощью нетрадиционных техник у детей расширяются изобразительные возможности, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.
Цель проекта : Создать оптимальные педагогические условия, необходимые для развития изобразительного творчества у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Помочь ребенку с помощью нетрадиционного рисования раскрыть и обогатить свой внутренний мир, раскрыть потенциал ребенка — творца.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5. Совершенствать навыки свободного эксперементирования с изобразительными материалами.
Для педагога:
1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3. Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4. Разработать и реализовать краткосрочный проект «Ах, эти волшебные краски!».
5. Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1. Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
2. Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки раскладушки.
Основные направления реализации проекта :
- художественно-эстетическое развитие,
- творческое развитие,
- приобщение к изобразительному творчеству,
- развитие продуктивной деятельности.
Продукт проекта : традиционные и нетрадиционные средства изобразительной деятельности, картотека игр по художественному творчеству, обучающая книга О. А. Пуховой «Маленький художник», пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми.
Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта :
формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Родители:
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы осуществления проекта.
1 этап- подготовительный.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта «Ах, эти волшебные краски!»
Просмотр презентаций «Русские художники пейзажисты об осени». «Техники нетрадиционного рисования».
Проведение д/ игр: «Радужные гномы» (спектр, «Гусеница» (теплые, холодные тона, «Разноцветны капельки» (смешивание красок).
2 этап — основной.
Беседы на темы: «Занимательное рисование», «Краски дня и ночи»,
«Нетрадиционные средства рисования», «Возможности красок», «Что такое батик? Эбру?».
Чтение сказки «Школа необычных художников».
Рассматривание работ выполненных в нетрадиционных техниках.
Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию. Тип проекта : исследовательско — творческий.
«Осенний букет» (набрызг)
«Осеннее дерево» (кляксография + примакивание)
«Осенний лес» (штампинг)
«Бабочки красавицы» (рисование манкой)
Выставки детских работ по каждой технике.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Киска кисточку взяла».
Экскурсия к осеннему дереву.
Папка передвижка «техники нетрадиционного рисования», «Работа старшей группы»
Загадки про художественные средства рисования.
Игры «Составь портрет», «Дополни натюрморт».
3 этап — заключительный:
Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
Презентация проекта.
Итоговое занятие «В гостях у Снежной Королевы».
Оформление отчетной документации: Проект «Ах, эти волшебные краски!».
Полная работа с детьми и родителями представлена в перспективном планировании.
Результат проекта :
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование манкой, штампинг, набрызг, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу.
Литература:
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 200
Перспективное планирование в старшей группе по краткосрочному проекту
нетрадиционного рисования на тему : «Ах, эти волшебные краски!»
Воспитатель МДОУ детский сад № 124
Годунова И. Ю.
Месяц Образовательная деятельность Совместная деятельность Работа с родителями
Октябрь
1. «Осенний букет» (набрызг)
2. Рисование в технике кляксография + примакивание «Осеннее дерево».
4. Чтение художественной литературы — сказка
«Школа необычных художников» авт. Неизвестен.
5. Беседа на тему: «Нетрадиционные средства рисования». 1. Просмотр презентации: «Техники нетрадиционного рисования».
2. Дидактические игры: «Радужные гномы», «Разноцветные капельки»,
«Гусеница».
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Киска кисточку взяла».
4. Рассматривание работ выполненных в нетрадиционных техниках рисования.
5. Организация игр-упражнений:
«Опиши соседа», «Волны шторма». 1. Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования».
2. Оформление выставок детских работ в техниках: набрызг, кляксография + примакивание.
Ноябрь 6. Рисование в технике штампинг «Осенний лес».
7. Рисование манкой «Бабочки Красавицы».
9. Беседы на темы: «Занимательное рисование»,
«Краски дня и ночи».
10. Чтение рассказа «Страна Рисования» 6. Просмотр презентации
«Осенние деревья».
7. Дидактические игры:
«Составь портрет»,
«Найди в природе яркие и блёклые цвета»,
«Найди недостаток в портрете».
8. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кисточки скорей берите девочки и мальчики».
9. Экскурия к осеннему дереву
«Краски осени». 3. Папка-передвижка
«Зачем детям рисовать».
4. Оформление выставки детских работ в техниках:
штампинг, рисование манкой.
Ноябрь
11. Чтение художественной литературы
«Сказка о добром художнике и ангеле» И. И. Поленов.
12. Беседы на темы: «Что такое батик? Эбру?», «Природа глазами художника».
13. Итоговое занятие по нетрадиционному рисованию «В гостях у Снежной Королевы». 10. Просмотр презентации
«Русские художники пейзажисты об осени».
11. Рассматривание репродукции картины И. И. Поленова
«Осенний день. Сокольники».
12. Д/ и: «Составь пейзаж», «Времена года»,
«Что лишнее?».
5. Папка -передвижка
«Кисточку возьмём краски в гости позовём!» (Фото в процессе работы).
Предполагаемый результат:
большинство детей умеют правильно пользоваться кисточкой и карандашом, проявляют интерес к нетрадиционному рисованию, но практически не имеют представление о нетрадиционных техниках и не владеют нетрадиционными средствами рисования, некоторые дети знают, как получить цвета при смешивании, но не различают теплые и холодные оттенки.
После окончания проекта дети должны овладеть нетрадционными средствами рисования, научиться выполнять рисунки в таких нетрадиционных техниках как аэрография (набрызг, штампинг, рисование манкой, кляксография, рисование тычком. Усовершенствуются знания детей по смешиванию красок и получению различных тонов и оттенков. Будет получен навык работы нетрадиционными средствами : штампом, ватной палочкой, трубочкой, зубной щеткой, восковыми мелками, зубочисткой, нитью, манкой. Все дети научатся различать теплые и холодные тона.