Шатилова Наталия
Краткосрочный проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети 2 младшей группы комбинированного типа «Рябинка», воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Актуальность проекта
Темочки:
Труд в природе – это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы. Это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе — это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.
Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений.
Окружающий мир дети познают практически, а практическая деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Формирование экологической культуры у детей по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей через проектно–исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта :
Формировать у детей представления о росте и потребности растений.
Дать наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги для их роста.
Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.
Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лук, фасоль).
Развивать умение узнавать и называть части растения.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
Продолжительность проекта : краткосрочный март - апрель 2025г.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Подготовили лэпбук «Огород на окне».
2 этап - исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 этап - заключительный.
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».
Мероприятия, проводимые в ходе проекта
Рассматривание книг, иллюстраций о жителях огорода. Д/игра “Вершки и корешки”. Чтение сказки «Вершки-корешки». Чтение сказки «Пых». Беседа о том, что нужно растениям для роста. Д / игра лото «фрукты-овощи». Создание лэпбука "Огород на подоконнике". Практическая деятельность: посадка растений (лук, фасоль)
Д / игра «Правильно-неправильно». Разгадывание загадок об овощах. Беседа «Условия, необходимые для жизни растений». Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Наблюдение за ростом рассады, полив растений в огороде.
Беседа «Как растения впитывают воду?». Рассматривание схемы «Как растет фасоль». Беседа о здоровой пище. Д. /и. «Чудесный мешочек». Д. /и. «Узнай и назови овощи». Творческая игра «Магазин продуктов». Наблюдение за ростом растений в огороде, полив растений в огороде, анализ изменений.
Дидактическая игра "Собери овощи в корзинку
Дидактическая игра "Разложи овощи и фрукты в корзинки"
Дидактическая игра "Сложи на тарелку полезные продукты"
Беседа «Как растения впитывают воду?». Рассматривание схемы «Как растет фасоль». Беседа о здоровой пище. Д. /и. «Чудесный мешочек». Д. /и. «Узнай и назови овощи». Творческая игра «Магазин продуктов». Наблюдение за ростом растений в огороде, полив растений в огороде, анализ изменений.
Схема "Как растёт фасоль"
Картотека "Загадки об овощах"
Картотека дидактических игр
Чтение пословиц о овощах. П / игра «Съедобное-несъедобное». Д / игра «Угадай, что в руке». Рассматривание схемы прорастания лука. Беседа «Как растет растение» Рассматривание изображений овощей. Д / игра «Где что зреет?» Развлечение «Весёлые овощи». Беседа «Полезное – не полезное». Д. /и. «Назови правильно». Разгадывание загадок о природе. Беседа о пользе витаминов, содержащихся в овощах.
Дневник наблюдения за ростом лука
Картотека "Стихи об овощах"
Рекомендации для родителей
Итоги проекта :
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.


