Остраница Светлана Евгеньевна
Краткосрочный проект в рамках реализации образовательной области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснение
Название проекта «Весна - красна»
Тип проекта Педагогический
Вид Познавательно-исследовательский, информационный, творческий, игровой, краткосрочный.
Образовательная область Познание
Организатор Остраница С. Е., Лаптева С. И.
Участники проекта Педагоги, дети, родители
Целевая группа Воспитанники средней группы
Публикация «Краткосрочный проект в рамках реализации образовательной области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Сроки реализации 23.03. по 03.04. 2015 г
Обоснование для проекта Дети в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Цель проекта Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.
Задачи проекта - для детей : обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, связи между ними; формировать умение определять возможные методы решения проблемы, используя опыты и эксперименты.
- для педагогов: способствовать использованию метода проекта в работе с детьми.
- для родителей: организовать целенаправленную просветительскую работу, с целью привлечения родителей к активному участию в проектной деятельности.
Ожидаемый результат - для детей: появление познавательного интереса у детей к природе, всестороннее развитие ребенка, как личности любознательной, умеющей самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их.
- для педагогов: формирование мотивации использования метода проектов в педагогической деятельности.
- для родителей: активное участие в образовательном процессе.
Материалы к занятию:
1. Картины ранней и поздней весны.
2. Изображения солнца (грустное и весёлое).
3. Мнемотаблица «Признаки весны».
4. Игра «Исправь ошибку».
5. Презентация «Весна — красна».
6. CD -запись произведения: П. И. Чайковского «Подснежник», «Времена года» («Март»,
«Апрель», «Май»);
7. Слушание аудиозаписи «Звуки весны»
8. Ноутбук.
9. Правила обращения к птицами в природе.
10. Игра «Хлопни в ладоши».
11. Игра «Исправь ошибки».
12. Бумага для оригами.
Тематический план работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность Содержание Цель
Познание
поисково-исследовательская деятельность
Исследовательская, игровая деятельность
Конструирование из бумаги
Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)
Развитие математических представлений (РМП) Вода изменяет цвет. (сюрпризный момент в гостях у нас «травничек»
очень любит чистую воду)
Рассматривание веточек вербы (Почка. Домик, для листочка)
Огород на окне (совместная деятельность посадка лука в землю и в воду)
«Плыви, плыви моя лодочка».
«Лодочка»(оригами)
«Воробушки»
«Спешит весна. Звенит капель», «Веточка вербы»
«Временные представления», «Река загадок» Средствами элементарной поисковой деятельности ввести детей в мир природы, развивать их умственные способности.
Определить цвет, фактуру веточек, цвет чешуек, расположение почек на ветке.
Во время рассматривания выяснилось, что некоторые ветки прямые и гладкие, а некоторые узловатые, а также ветки и чешуйки отличались цветом.
Расширить знания детей о способах посадки лука и уходу за ним, беседа чем полезен лук.
Развивать у детей ориентировочно-исследовательские действия, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Учить детей выполнять последовательно сгибы бумаги, преобразуя прямоугольник в лодочку, учить детей запоминать последовательность выполнения.
Развитие познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление, интеллектуальное развитие, развивать мелкую моторику рук.
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи. Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Развивать смекалку, комбинаторные способности, умения обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.
Художественное творчество:
лепка
«Весна – красна», «Веточка вербы»
«Грачи прилетели»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, продолжить знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, обучать приемам работы в технике «пластилинография» - лепить отдельные детали, придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей, учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных первоцветов, укреплять познавательный интерес к природе.
Лепка птиц конструктивным способом из 4-5 частей, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков).
Рисование «Раскрасим радугу»
«Веточка вербы»
Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов. Закреплять умения детей смешивать краски для получения нового оттенка. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений. Воспитывать аккуратность при работе с красками, эстетический вкус.
Учить детей передавать разным изобразительным материалом образ тонких, нежных веток вербы. Упражнять детей в рисовании декоративных элементов (кружки, точечки, волнистая линия, зигзаг, т. п.) ; закреплять умение составлять узор, используя декоративные элементы. Развивать у детей внимание, наблюдательность, память. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Аппликация «Верба в вазе»
«Весна пришла» Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал.
Закреплять умение скатывать кусочки ваты в небольшие комочки. Закрепить знание о времени года. Развитие фантазии, воображения, мелкой моторики рук.
Закрепить знания детей о природных явлениях весной. Продолжать учить детей замечать красоту весеннего пейзажа. Развивать интонационную выразительность речи. Формировать интерес к аппликации, воспитывать аккуратность.
Коммуникация Заучивание стихов о весне: С. Вышеславцева «Весна», С. Маршака «Апрель».
Составление рассказа «Пришла весна».
Развивать образность речи детей, понимание значение образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.
Учить составлять связный рассказ. Продолжать работу над четкостью произнесения слов.
Художественная литература Заучивание А. Плещеева «Весна». Чтение Е. Баратынский «Весна, весна», З. Александрова «Капель», И. Белоусов «Милая певунья». Развивать образность речи детей, понимать значение образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.
Музыка Слушание «Песенка о весне», муз Фрида. «Веснянка»,у. н. м. «Жаворонок», муз. М. Глинки.
Этюды драматизации «Подснежники».
Хоровод «Веснянка».
Песни: «Пришла весна», «Капель» Формировать навыки выразительного пения, продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, продолжать развивать у детей навыки ритмичного движения в соответствие с характером музыки.
Совместная деятельность
Разделы работы Содержание
Беседы «Пробуждение природы», «Весна» «Кто весной возвращается домой?», «Какие изменения произошли в природе».
Коммуникация:
Дидактические игры и
упражнения Словесная игра «Подскажи словечко», отгадывание загадок о весне, о птицах.
«Времена года», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Сложи картину», «Один — много», «Назови ласково», «Приметы весны», «Так бывает или нет?», «Кто сидел на ветке»,»Отгадай, назови и положи правильно», «Где, чей домик?», «Когда это бывает», «Что бывает весной», «Как мы будем сажать огород», «Четыре времени года», «Говори наоборот», «Было - будет», «Позовём весну», «Что где растёт?», «Каждому времени года своё место».
Чтение художественной
литературы Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», К. Ушинский «Пчелки на разведках», А. Толстого «Воробей на часах», Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году?», Г. Скребицкий «Март»; Н. Павлова «Ранней весной».
Сказка И. Сладкова «Медведь и солнце»
Стихотворения : Е. Баратынский. «Весна, весна», С. Вангели
«Подснежники», Н. Сладков «Весенние радости», С. Я. Маршака «Март», «Апрель».
Социализация:
Настольный театр
Настольно-печатные
Сюжетно-ролевые игры
«Три поросёнка»,
«Когда это бывает?», «Живая природа», «Времена года», «Чье гнездо?», «Разложи по порядку»,»Кто что ест?», «какое насекомое, назови?», «Найди такой же цветок»,
«Семья», «Больница», «В гости к весне», «Поездка в весенний лес».
Познание исследовательская
деятельность Опыт «Зависимость снега от температуры воздуха», «Игры с солнечным зайчиком», «Растопим снег, потрогаем воду», «Живое-неживое».
Физическая культура Подвижные игры: «Мы – капельки», «Перепрыгни через ручеёк», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «По проталинам», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Горелки», «Угадай по голосу», «Кто быстрее до берёзы», «Найди, где спрятано».
Музыка Песни, заклички «Ой, кулики, весна поет», «Жаворонушки, прилетите», «Скворцы», «Пришла весна», «Солнечные зайчики», частушки.
Хоровод «Весняночка»; «Платочек» рус. нар. мелодия в обработке Л. Ревуцкого
Слушание пьесы Чайковского «Времена года» («Март», «Апрель», «Май»);
Прослушивание CD-записи «Пение птиц в весеннем лесу»
Работа в уголке
изодеятельности Рассматривание пейзажей: «Таяние снега», «Проталины», «Грачи прилетели»; картины И. Грабаря;
Рисование животных и птиц по контурам, «Капель»,«Мое любимое солнышко».
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству «Верба» (открытое занятие)
Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.
Конкурс детско-родительских работ «Весна - красна».
Участие во Всероссийской занимательной викторине «Весна-красна»
Консультация: познакомить родителей с проектом «Весна - красна», «Чем занять ребенка весной».
Акция: «Сбережем землю от мусора»;
Список используемой литературы:
1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш: Знакомим дошкольников с литературой-М. :ТЦ Сфера, 2007г
2. Н. К. Карпухина : Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство
дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. -Воронеж: ИП
Лакоценин С. С., 2009г
3. Н. К. Карпухина : Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и
знакомство с художественной литературой. . -Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009г
4. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа : ИД
«Цветной мир», 2012г
5. О. С. Ушакова : Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. -М:
Изд-во Института психотерапии, 2001г.
6. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина: Популярное пособие для родителей и педагогов «100
загадок».
7. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.
8. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ
М. :2011
9. З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина «Математика - это интересно. Игровые ситуации для
детей дошкольного возраста», «Математика от трех до семи» 2010г.
10. Ресурсу сети Internet.