Ирина Неустроева
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
«Широкая масленица».
Воспитатель МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 2»
Паспорт проекта
Название проекта : «Широкая Масленица»
Автор (ы) : Неустроева Ирина Ивановна, воспитатель
Направленность (соотнесение с предметной деятельностью) : Познавательно – творческий
Публикация «Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : Дети и родители старшей группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации (начало-конец) : с 11 по 15 марта 2024 года
Цель проекта : повышение представлений о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица. Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Краткое описание
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Дети проживают каждый день Масленичной недели в соответствии с их названиями: участвуют в изготовлении обрядовой куклы Масленицы, совместно с родителями участвуют в приготовлении главного символа праздника – блина и создании «Книги рецептов масленичных угощений», играют в народные игры, поют песни, заклички, читают стихи, потешки.
Продукты проекта : главный символ Масленицы – блин
Задачи образовательные:
-Расширить представления детей о русском народном празднике Масленица его обычаях и традициях.
-Обогатить духовный мир детей, через ознакомление различными формами русского народного фольклора.
Ожидаемые результаты
Дети получат новые знания о Масленице, как об одном из русских народных праздников.
Знание некоторых форм устного народного творчества.
Активное участие родителей в приготовлении, совместно с детьми блинов, а так же создании книги рецептов «Масленичные угощения»
Привлечь родителей к активному участию проектной деятельности. истории своего народа.
Диагностический инструментарий (критерии/способы предъявления результатов)
Имеют представление о значении праздника в жизни человека.
Могут назвать масленичные дни.
Используют устное народное творчество в повседневной жизни.
Опрос родителей об участии детей в приготовлении блинов.
Владеют знаниями масленичной кухни
Задачи развивающие
-Развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности.
-Развивать память, мышление, внимание.
-Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Ожидаемые результаты
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через непосредственное участие их в общем действии.
Знание потешек, закличик, пословиц про Масленицу.
Имеют представление об обрядовой кукле Масленице.
Диагностический инструментарий (критерии/способы предъявления результатов)
Имеют представления о народных праздниках, народных играх.
Играют с удовольствием в народные игры, принимали активное участие в празднике.
Знают некоторые обряды и умеют их воспроизвести вместе с воспитателем;
Знают наизусть 3-5 пословиц, закличик.
Самостоятельно или с небольшой помощью умеют изготавливать обрядовую куклу Масленицу.
Задачи воспитательные
Воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре.
Ожидаемые результаты
Проявление повышенного познавательного интереса к родной истории.
Диагностический инструментарий (критерии/способы предъявления результатов)
Могут назвать несколько народных праздников, узнают некоторые обряды и умеют их воспроизвести вместе с воспитателем
Учебно-тематический план проекта (календарь проекта)
11 марта- понедельник «Встреча Масленицы»
Деятельность педагога:
-Работа с масленичным календарем.
-Беседа с детьми о первом дне Масленицы «Масленица к нам пришла».
-Слушание фрагмента «Февраль. Масленица» П. И Чайковского из цикла «Времена года».
-Чтение русской народной сказки «Солнце и блины».
Деятельность детей :
-Ответы детей в рамках предложенного формата.
-Разучивание заклички «Наша Масленица годовая».
-Лепка «Блинчик с икрой».
- Ряжение «Чудо-дерева» лентами, колокольчиками, бумажными игрушками.
12 марта - вторник «Заигрыш»
Деятельность педагога:
-Работа с масленичным календарем.
-Беседа с детьми о втором дне Масленицы «Заигрыш».
-Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленичное катание».
-Работа в уголке книги. Рассматривание иллюстраций из книг: М. Евсеева «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке», «Как жили на Руси. Зимняя сказка Кудели», М. Тараненко «Русские забавы».
Деятельность детей :
-Разучивание хороводной песни «Едет Масленица дорогая».
-Русские народные игры: «Горелки», «Заря-заряница».
-Игры-забавы «Попади снежком в ледяную крепость».
-Исполнение хороводных песен: «Едет Масленица дорогая», «Душа ль ты наша Масленица».
-Масленичные игры : «Калечина-Малечина», «Сковорода».
13 марта – среда «Лакомка»
Деятельность педагога:
-Работа с масленичным календарем.
-Беседа «Угощение на Масленицу».
-Слушание русской народной песни «Ой, блины!». Рассматривание картины А. Черкашиной «Масленица» (стол с угощениями).
-Знакомство с пословицами о Масленице (Масленица идет, блин, да мед несет. На горках покататься, в блинах поваляться.)
- Практическое упражнение «Просим жаловать» (познакомить детей с традицией приема гостей).
Деятельность детей :
-Разучивание русской народной игры «Бояре».
-Игра-хоровод «Блины».
-Русская народная игра «Ручеёк».
-Д/ И: «Подбери картинку к пословице», «Что лишнее?» (приготовление блинов, «Масленичные угощения».
14 марта – четверг «Разгульный четверток»
Деятельность педагога:
-Работа с масленичным календарем.
-Беседа «Разгуляй - Четверток»
-Игра «Продолжи пословицу».
-Просмотр диафильма по сказке «Крылатый, Мохнатый, да Масленый».
-Чтение сказки «Соломенная Масленица».
Деятельность детей :
-Масленичные состязания : «Кто быстрее прокати на санках куклу»; «Кто быстрее докатится до финиша перебирая руками и ногами»; «Бросание снежков в цель».
-Совместная деятельность педагога с детьми: изготовление обрядовой куклы Масленицы.
15 марта – «Вечёрки»
Деятельность педагога:
-Работа с масленичным календарем.
-Беседа с детьми о заключительных днях масленичной недели (вечерки, посиделки).
-Словесная игра «Какие бывают блины».
-Беседа с детьми «Прощенный день».
-Обряд «Прощения».
Деятельность детей :
-Участие в общем празднике «Широкая Масленица».
-Самостоятельная творческая деятельность детей (предоставить детям возможность выразить свои впечатления о празднике в творческих работах).
-Лакомство блинами «Сладкий стол».
Содержание проектной деятельности
Календарно-тематическое планирование
Подготовительный этап: в течение предшествующей масленичной недели
Разработка содержания проекта, составление плана работы;
беседа – опрос детей, по теме проекта.
определение цели и задач проекта;
Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
ознакомление и привлечение совместному сотрудничеству родителей.
Основной этап: (Ежедневно по 50 минут)
Каждый день начиная с понедельника, воспитатель дошкольного образования проводит беседы, где рассказывает как называют дни Масленицы, что в этот день делали. «Масленичные традиции», «Игры на Масленицу», «Масленичные гуляния».
В ходе бесед воспитанники просматривают презентации о празднике, короткие видео о масленичных гуляниях.
Формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
Заучивание закличек, стихов, русских народных песен.
Разучивание хороводных игр.
Изготовление обрядовой куклы, художественно-эстетическое развитие по теме проекта.
Заключительный этап: 50 минут
Обобщение знаний детей о Масленице.
Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Веселая Масленица» с последующим чаепитием.
Список используемой литературы.
1. Астахова Н. «Ладушки» Энциклопедия детского фольклора. Методическое пособие для взрослых. Для чтения детям. «Белый город», 2016 г.
2. Борзова Л. П. «Иллюстрированная история России. VIII- начало XX века», М: «Росмэн», 2016 г.
3. Ватман В. Г «Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград
4. Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников» учебно-методическое пособие. М: «Центр педагогического образования», 2013 г.
5. Евсеева М. «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке». СПб: «Антология», 2018 г.
6. Кайдаш-Лакшина С. «Где блины, там и мы». М: «Детская литература», 2018 г.
7. Косарева В. Н «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет. В: «Учитель», 2014 г.
8. Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2013 г.
9. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». М: «Просвещение», 1986 г.
10. Лялина Л. А «Народные игры в детском саду» методические рекомендации. Творческий центр Сфера, Москва 2008 г.
11. Науменко Г. М. «Гори, гори ясно» полное собрание русских народных детских игр с напевами. «Белый город», 2016 г.
12. Науменко Г. М. «Весна - красна, ты на чем пришла» энциклопедия детского фольклора. «Белый город», 2012 г.