Бузало Любовь
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т
Хлеб – всему голова
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Время реализации краткосрочный
Тип проекта познавательно-исследовательский
Участники проекта дети старшей группы, воспитатели,
родители, музыкальный работник
Целевая аудитория дети 5-6 лет
Ресурсы проекта методическая литература, дидактический и
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Хлеб — всему голова“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
иллюстрационный материал, аудио и
видео материалы по теме проекта
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, а хлеб остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь!
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом–солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб?
О хлебе и отношении к нему этот проект.
ПРОБЛЕМА:
Хлеб - это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
Наблюдая за детьми, делаешь выводы, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами показывают неуважительное отношение к нему. Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, о значении хлеба в жизни человека.
Данной работой хотелось показать и рассказать детям, как тяжёл труд хлебороба и какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебушком.
ЦЕЛЬ:
расширение знаний детей о хлебе, формирование у детей представления о ценности хлеба, о последовательности этапов его получения и уважительного отношения к людям, вырастившим хлеб, приобщение детей к истории и фольклору русского народа.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• выяснить, откуда берётся хлеб.
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;
• познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба;
• познакомить с этапами выпекания хлеба (экскурсия на пищеблок д/с);
• узнать, зачем нужен хлеб, можно ли без него обойтись;
• понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
• Развивать воображение, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать творческие способности, совершенствовать трудовые навыки.
• способствовать обогащению активного словаря, развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы, вести диалог
• развивать память, воображение, фантазию.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• у детей будут сформированы представления о ценности хлеба;
• будут получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, будет донесено до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• будет вызван интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• дети будут бережно относиться к хлебу.
• дети будут уметь в сюжетно-ролевых играх находить выход из затруднительного положения самостоятельно
• будут сформированы у родителей и детей способности применять знания по экологии на практике
• детьми будут усвоены этапы выращивания хлеба
• будет появление интереса у родителей к проблемам ДОУ
• у детей будет развиваться потребность к участию в совместном воспитательно-образовательном процессе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап Подготовительный
• Подбор семян злаков.
• Подбор объектов изучения.
• Занятия, беседы, наблюдения, исследовательская деятельность.
• *Подвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые игры, физкультминутки.
• Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание.
• Выставки в книжном уголке.
• Экскурсия.
• Конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Обогащение среды: подбор дидактических игр и художественной литературы по теме «Хлеб»;
• Подбор репродукций на заданную тему;
• Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• Подбор компьютерных презентаций «От зёрнышка к хлебушку», «Зерновые культуры».
Взаимодействие с родителями:
• совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе;
• сбор материала для поделок на выставку композиций «Прекрасный мир хлеба»;
• подбор материала по истории возникновения хлеба и рецептов выпечки для кулинарной книги.
2 этап Практический:
Интеграция образовательных областей в ходе выполнения проекта.
ОО Познавательное развитие
Беседы:
• «Как хлеб на стол пришел»;
• «Какой бывает хлеб»;
• «Как испечь хлеб дома»;
• «Берегите хлеб».
Опытно-исследовательская деятельность
• «Где лучше хранить хлеб»
• Посадка семян пшеницы и овса, наблюдение за их ростом.
• Составление мерной таблицы для приготовления соленого теста
• Экскурсия на пищеблок детского сада
• Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
• Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).
Наблюдения и рассматривание альбомов:
• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• репродукций картин русских художников на заданную тему.
Просмотр фильмов:
• «История про хлеб»;
• «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультимедийной презентации:
• «От зернышка до хлеба».
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнёр;
• Пекарь.
ОО Социально-коммуникативное развитие
Беседы по темам:
• «Можно ли обойтись без хлеба»;
• «Военный хлеб»;
• «Бережем хлеб»;
• «Мой любимый хлеб»;
• «Профессии людей, вырастившие хлеб»;
• «Какие машины помогают людям растить хлеб?»;
• «Как растет пшеница и рожь?».
Дидактические игры:
• «Что сначала, что потом»
• «Что из какой муки испекли»
• «Разрезные картинки»;
• «Назови хлебобулочные изделия»,
• «Разложи блинчики»
• «Как пекут хлеб»
• «Назови профессию»;
• «Что где растет»;
• «Что из какой муки испекли»;
• «От зерна до каравая»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Превращения»;
• «А какой он, хлеб»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Подбери признак»
• «Что лишнее?»
• «Что сделано из муки?».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Булочная»;
• «Пекарня»;
• «На мельнице»;
• «Семья»;
• «Магазин»;
• «Кулинария»;
• «Встречаем гостей блинами и пирогами;
• Подкормка птиц хлебными крошками.
ОО Речевое развитие
Чтение художественной литературы о хлебе :
Сказки: М. Пришвин «Легкий хлеб», белорусская сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Путилина «Теплый хлеб», В. Крупин «Нынешний хлеб».
• Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Инсценировка сказки:
• «Курочка хохлатка и пшеничное зернышко».
Проговаривание скороговорок о хлебе :
• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
• Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
• Хорош пирожок - внутри творожок
• Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
• Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :
• Будет хлеб, будет и обед
• Пот на спине, так и хлеб на столе.
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
• Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
• Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
• Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.
• Без хлеба всё приестся.
• Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
• Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
• Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы:
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
• Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Составление рассказов на тему «Хлеб» и отгадывание загадок по мнемотаблицам, рассуждения о пословицах и поговорках,
заучивание стихотворений на праздник Е. Кравченко, В. Воронько.
С. Погореловского, В. Орлова,
ОО Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
• Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
• Составление узоров и рисунков из круп.
Образовательная деятельность:
• Аппликация «Мельница»;
• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;
• Рисование на тему «Любимое блюдо из теста»;
• Аппликация на тему «Грузовая машина с зерном».
ОО Физическое развитие
• Утренняя гимнастика «Мы маленькие зерна»;
• пальчиковая гимнастика «Хлеб», «Каша», «Месим тесто»;
• подвижные игры «Каравай», «Золотая рожь»;
• Игра-эстафета «Разгрузи машину с мукой»;
• подвижные игры «Найди свой калач», «Колобок»;
• Игры на масленичной неделе «Блины», «Сладкие булочки», «Тесто поднимается»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Поиск материала по истории возникновения хлеба в разных странах;
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
• Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». Составление книги «Рецепты выпечки»;
• Совместное занятие. (Мама - повар) Изготовление вместе с детьми хлебобулочных изделий из соленого теста;
• Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
• Театрализация русской народной сказки «Колосок»;
• Участие в создании в группе «Музея хлеба».
3 этап Заключительный
• Выставка хлебобулочных изделий на Масленичной неделе.
• Создание в группе уголка «Музей хлеба.»
• Совместно с родителями изготовление книги «Рецепты выпечки»
• Совместно с детьми изготовление сказки «Курочка-хохлатка и пшеничное зернышко»
•. Праздник на тему «Хлеб- всему голова».
Список используемой литературы:
1. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
3. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
4. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Интернет ресурсы: 1. https://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs 2. https://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM