Татьяна Логвянкова
Краткосрочный опытно-экспериментальный проект «Почему глаза не мёрзнут зимой»
Краткосрочный опытно - экспериментальный проект на тему :
"Почему глаза не мёрзнут зимой"
старшая - подготовительная группа МКДОУ "Детский сад №1"
Руководитель проект воспитатель : Логвянкова Т. П
г. Суджа
2016 год.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный опытно-экспериментальный проект „Почему глаза не мёрзнут зимой“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Темочки
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Проблема:
Однажды на зимней прогулке ко мне подошли девочки из группы:
- У нас замерзли нос, щеки и даже руки, хотя на них одеты варежки. А вот глаза, которые все время находятся на холоде, не замерзли… Только выступили слезы. Почему наши влажные глаза не превратились в ледышку? Ведь вода замерзает на морозе. Мы решили в этом разобраться!
Участники проекта : дети старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители.
Вид проекта : коллективный
Тип проекта : Опытно - эксперементальный.
Продолжительность проекта : краткосрочный 5января - 9 января 2016 г.
Цель проекта : Выяснить, что защищает глаза от замерзания.
Задачи проекта :
- Изучить с детьми строение глаза.
- Выяснить, по какой причине, при морозе глаза не мёрзнут.
- Развить у детей интерес к познанию и предпосылок к исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к органам зрения.
Гипотеза: Глаза не замерзают зимой, потому что их защищают слезы, а слёзы солёные.
Методы и приё мы исследования:
- Беседы;
- Чтение познавательной литературы;
- Использование интернет ресурсов;
- Просмотр познавательных мультфильмов, телепередач;
- Подбор наглядного материала с учётом возраста детей;
- Проведение опыта;
- Обобщение исследований. Подтверждение гипотезы.
Оборудование:
стаканчики - 2 шт.
вода
соль
ноутбук
плакат
План опытно - эксперементальная деятельность
№
п/п
Формы и методы работы Цели и задачи Дата проведения
1 Познавательная беседа "Зачем нам глаза?"
Опыт : "Солёная и пресная вода" Формировать представление о том, зачем человеку нужны глаза.
Выявить,что солёная вода не замерзает на морозе. 5.12.2016г.
2 Просмотр познавательного мультфильма "Почемучка" серия №8 "Человеческий глаз" Воспитывать бережное отношение к органам зрения. 6.12.2016г.
3 Чтение познавательной литературы "Детская энциклопедия". Рассматривание плаката "Строение глаза" Рассмотреть строение глаза. Познакомить с правилами гигиены для глаз. Учить заботиться о своем здоровье.
7.12.2016г.
4 Просмотр телепередачи "Галилео" Выяснить, по какой причине, при морозе глаза не мёрзнут.
8.12.2016г.
5 Обобщение исследований. Подтверждение гипотезы.
Развить у детей интерес к познанию и предпосылок к исследовательской деятельности. 9.12.2016г.
В ходе опытно - экспериментальной деятельности дети выяснили, что глаза никогда не мерзнут, потому что в них отсутствую нервные окончания, чувствительные к холоду (терморецепторы).
Ну а почему глаза не замерзают на морозе? В самом деле, стекловидное тело глазного яблока состоит из воды на 99%, а роговица (внешняя поверх- ность глаза) всегда увлажнена. Казалось бы, при сильном морозе глаз должен превратиться в ледышку.
Но глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть, несколько.
Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды. Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при -32°C.
Во-вторых, в нашем организме действует мощная система терморегуляции, которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными капилляра-ми, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.
В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа - глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
Вывод: Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а кроме этого дети так же узнали о других факторах не позволяющих глазам замёрзнуть. Теперь дети знают, как устроен глаз, что это – один из важных органов, который надо беречь.
Используемая литература:
1. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
3. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
4. Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
5. Энциклопедия для любознательных «От чего и почему?» – Москва «Махаон» 2008г.
6. Интернет ресурсы.