Тамара Чупеева
Краткосрочный физкультурно-оздоровительный проект «Нетрадиционные формы утренней гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный физкультурно-оздоровительный проект
Нетрадиционные формы утренней гимнастики
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка, и двигательная активность является важнейшим компонентом его образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.
Публикация «Краткосрочный физкультурно-оздоровительный проект „Нетрадиционные формы утренней гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
И одним из главных видов двигательной активности дошкольников является утренняя зарядка. Это один из основных режимных моментов в детском саду, являющийся здоровье сберегающим видом деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. И именно от эффективной, правильно составленной и эмоционально проведенной, утренней гимнастики зависит - как у ребенка пройдет день, какое будет настроение. Утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психологическую.
Актуальность.
Ежедневно проводя утреннюю зарядку в традиционной форме и наблюдая за ее выполнением, за настроением и эмоциями детей, за их отношением к физическим упражнениям, можно увидеть интересные моменты, которые вызывают улыбку и умиление, а иногда даже и недоумение. Одни ребята шагают с настроением, другие зевают, третьи ворчат себе под нос: «опять эта ваша зарядка», четвертые вообще переговариваются между собой.
Именно эти наблюдения навели на мысль провести утреннюю зарядку в не традиционной форме. Свой выбор я остановила на фитбол-гимнастике и хатаха-йоге. Реакция детей была вполне предсказуемой, все мы знаем, что дети очень любят прыгать на больших мячах, любят подражать животным. Эксперимент оказался удачным и очень полезным, а так же показал, что утренняя зарядка может быть веселой и интересной и оказывает позитивное влияние на детское настроение, психику и поведение.
Еще один момент, который привлек мое внимание и заставил задуматься и продлить начатое. Мы все прекрасно знаем, как малыши любят копировать и повторять за нами движения, жесты, даже мимику.
Существует замечательный прием «танец по показу», который, очень кстати используется в современном молодежном направлении «Флешмоб» ( в переводе: flesh – вспышка, mob –толпа). Мгновенное «копирование» и получение от этого колоссальный заряд энергии, удовольствие и бодрое настроение, чего мы в принципе и ожидаем от утренней зарядки.
Информационная карта проекта
Цель проекта : Повысить интерес дошкольников старшей и подготовительной к школе групп к физической культуре через нетрадиционные формы утренней зарядки.
Название проекта : «С добрым утром, малыши!»
Участники проекта : дети старшей группы «Умнички», подготовительной к школе группы «Непоседы», воспитатели групп, родители групп, инструктор по физическому воспитанию.
Автор проекта : инструктор по физическому воспитанию Чупеева Тамара Сергеевна.
Вид проекта : познавательный, физкультурно-оздоровительный.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 22 октября по 14 декабря 2018 года.
Задачи проекта :
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
3. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Ожидаемый результат:
• Устойчивое желание посещать и заниматься утренней зарядкой.
• Наличие позитивного настроя на зарядку.
• Повышение качества овладения музыкально – образными движениями.
• Улучшение координации движений, способности импровизировать.
• Повышение творческой активности (импровизации).
Реализация проекта.
Этапы проекта :
Подготовительный этап с 22.10 - 26.10.
От правильно составленной утренней гимнастики зависит, как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. И в связи с этим на первом этапе реализации проекта я занималась изучением соответствующей литературы и интернет ресурсами. Составляла комплексы, подбирала музыку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Большое внимание уделила вопросу, какие физические упражнения будут более эффективны. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике противопоказано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки
- Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
- Увеличить тонус нервной системы
- Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики :
- Упражнения на потягивание
- Различные виды ходьбы
- Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)
- Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
- Танцевальные движения
- Бег трусцой и легкие прыжки
- Дыхательные упражнения.
Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.
Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.
Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.
Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.
Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.
Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.
Практический этап с 29.10 – 07.12.
1. С 29.10 – 09.11 УГГ на мячах хопах.
Цель: Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей.
Задачи: 1. Тренировать силовую выносливость мышц, участвующих в создании мышечного корсета.
2. Содействовать развитию равновесия у детей.
3. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.
Оборудование:
Мячи – фитболы: диаметр – 45-50 см. (на каждого ребёнка)
Магнитофон
Предварительная работа:
Разучивание исходных положений для упражнений на фитбол – мячах
Обучение элементам самостраховки
Придумывание детьми образных названий для упражнений.
Под ритмичную музыку
1. Ходьба на месте.
2. Поднимание на носочки, руки вверх.
ОРУ на фитболах
1. «Проверим осанку». И. П. : сидя на мяче, ноги на ширине стопы, параллельно, руки за спиной на мяче, голова прямо.
2.«Птица» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз, лёгкие прыжки на мяче
3. «Ветка» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки – вверх, наклоны в стороны, мяч не подвижен.
4. «Мостик» И. П. : Сидя на мяче, ноги на ширине ступни, руки на поясе
на 1-4 – шаги вперёд лечь спиной на мяч, руки на поясе;
на 5-8 – вернуться в И. П.
5.«Крокодил» И. П. : Лёжа на мяче на животе; руки, ноги в упоре на полу
На 1-8 – продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче
На 1-8 – вернуться в И. П
6 .«Ящерица»
И. П. :Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче
На 1-2 – приподнять таз
На 3-4 – И. П.
7. «Радуга и солнышко»
И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, внизу
на 1-2 – мяч в сторону – вверх вдох
3–4 – в другую сторону через низ в и. п. выдох (упражнение выполняется с ходьбой на месте).
2. 12.11 – 23.11 УГГ с элементами хатха – йоги.
Цель : Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.
Задачи:
1. Формирование правильной осанки, развитие и укрепление различных групп мышц: плечевого пояса, спины, живота, ног, рук;
2. Развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координация движения;
3. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.
Оборудование:
Коврики (на каждого ребёнка)
Магнитофон
Предварительная работа:
Разучивание поз (асанов) на занятиях.
Подготовка связок и суставов.
Разминка.
1. Встаньте спиной к стене так, чтобы касаться её пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шагните вперёд и, сохраняя такое положение. Походите по комнате. Затем вернитесь к стене и проверьте, смогли ли вы удержать правильную осанку.
2. Стоя, расслабьте мышцы шеи и сделайте повороты головой вправо и влево. Сначала медленно, затем быстрее и снова медленно. 5 раз в одну и другую сторону.
3. Попеременно скрещивайте вытянутые вперёд руки, (движение напоминает ножницы, выполняется 10 раз. Постепенно выполнять упражнение с большей амплитудой. Руки в локтях не сгибать.
4. Потрясите кистями рук, словно хотите стряхнуть с них капельки воды в течение 10 секунд.
5. Стоя, слегка расставив ноги, руки по швам, наклонитесь влево, (левая рука скользит по бедру вниз, правая вверх к подмышечной впадине). Наклоны по 3 – 4 раза в каждую сторону. Наклон - выдох, подъём - вдох.
6. Стоя, выполните круговые движения тазом по часовой стрелке и против неё, 10 раз.
Комплекс
1. Поза «Зародыша».
2. Поза «Горы».
3. Поза «Ребёнка».
4. Поза «Бриллианта».
5. Поза «Головоколенная».
6. Поза «Угла».
7. Поза «Расслабления».
Значение поз.
Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины.
Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.
Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость.
Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.
Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.
Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.
Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.
Поза «Зародыша»
лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку, прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на Правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, подбородком или лбом коснуться колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 с. и спокойно опустите расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное.
Поза «Горы»
Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Почувствовать, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягать. Дыхание спокойное.
Поза «Ребёнка»
Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся, 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.
Поза «Бриллианта»
Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.
Поза «Головоколенная»
Сев на пол, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, а голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.
Поза «Угла»
Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек. без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.
Поза «Расслабления»
Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек.
3. 26.11 – 07.12 УГГ – флешмоб.
Цель :
Сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней зарядке и уверенность в себе;
Задачи:
• Создать приподнятое настроение;
• Развивать активность, инициативу;
• Развивать умение легко двигаться;
Оборудование:
Магнитофон
Предварительная работа:
Разучивание движений на занятиях.
Заключительный этап подведение итогов с 10.12 – 14.12.
«Праздник Утренней зарядки в Африке»
Цель: Совершенствовать двигательные способности детей.
Задачи: вызывать интерес к выполнению физкультурных упражнений;
воспитывать командные качества;
доставить чувство радости, вызвать у дошкольников положительный настрой;
развивать двигательную активность детей.
Оборудование: мячи хопы, ребристая доска, магнитофон.
Ход мероприятия:
Встреча с родителями и детьми в группе.
Инструктор: Здравствуйте! За окном зима, холодно.
А где-то на планете
Ярко солнце светит,
Птицы весело поют,
Звери бродят без забот,
А неуклюжий бегемот
Танцует польку и фокстрот.
Ребята, а вы, догадались о каком месте на планете идёт речь? (если дети затрудняются с ответом, прошу помочь родителей). Африка.
Я приглашаю вас совершить путешествие из зимы в лето. А точнее я приглашаю вас в Африку, в замечательное место Лимпопо. В путь мы отправимся на самолёте авиакомпании «Киндер-лайф». Это молодая никому не известная, но очень надёжная компания. (выстраиваемся в колонну по одному. Руки прямые в стороны, изображаем самолёт, идём из группы в спортзал).
Инструктор: Уважаемые пассажиры, мы пролетаем над Африкой. Начинаем снижаться. А если, вы посмотрите на право, то сможете увидеть пальмы и услышать пение экзотических птиц.
Уважаемые пассажиры, пристегните, пожалуйста, ремни заходим на посадку. Вот мы и прибыли в пункт назначения в Африку. А теперь идём гулять по Лимпопо.
Вход в зал по навесному мосту. В зале встречаем вождя племени «Там - там». Вождь выглядит расстроенным.
Инструктор: Здравствуйте! Мы туристы из России. Прилетели к вам погреться на солнышке и полюбоваться вашей природой. Я вижу, что вы чем-то расстроены. Мы можем Вам помочь?
Вождь: Здравствуйте! У нас сегодня праздник утренней гимнастики, а все мои соплеменники ещё вчера ушли в море за рыбой и до сих пор не вернулись. А праздник нужно обязательно провести иначе не будет улова и урожая.
Инструктор: Ребята, а ведь мы с вами можем ему помочь. Мы можем на некоторое время стать его соплеменниками. Вас такая помощь устроит?
Вождь: Да! А начнём мы с вами с разминки, танца дождю. (вождь раздаё т атрибуты: бусы, набедренные повязки. копья). Флешмоб под африканский мотив.
Вождь: вот мы и получили заряд бодрости и энергии, которые помогут вам в пути. Ведь вы отправляетесь в Саванну на прогулку. А я тем временем приготовлю для вас ещё одно испытание и угощение. Закрываем глаза и мысленно переносимся в Саванну. Делаем глубокий вдох через нос и глубокий выдох через рот. И ещё раз.
(хатха-йога)
Инструктор: открываем глаза. Мы с вами перенеслись к подножью действующего вулкана. Поза Вулкана. Повторить 3 раза.
У подножья вулкана растёт много разных деревьев. Поза Дерева. Повторить по два раза на каждую ногу по три секунды. А если вы посмотрите наверх, то на самой высокой ветке увидите орла. Поза Орла. Повторить два раза по три сек. Отправляемся дальше. Только что мимо нас пробежали страусы. Но их что-то напугало и они спрятали головы. Поза Испуганного Страуса. Повторить два раза по три секунды. Посмотрите, вперёд к нам кто-то идёт. Так это же котята дикой кошки. Эти котята тоже, как и домашние могут быть добрыми, а могут и рассердиться. Позы Доброй и Сердитой Кошки. Повторить два раза по три секунды. А мы продолжаем свой путь. На высоком холме живут львы. Но к ним лучше близко не подходить. Они же хищники. Поза Льва. Повторить два раза по три секунды. Вот мы с вами подошли к реке здесь живут рыбы и крокодилы. Позы Рыбы и Крокодила. Повторить два раза по три секунды. Вот мы с вами и вышли на песок. Здесь любимое место отдыха черепах. Поза Черепахи. Повторить два раза по три секунды. Здесь на песке и мы можем отдохнуть и погреться на солнышке. Поза Расслабления. Повторить один раз три секунды. Наша прогулка по Саванне подошла к концу. Мы подошли к другой горе, за которой деревня нашего вождя. Поза Горы. Один раз три секунды. Закрываем глаза, делаем глубокий вдох и выдох. Открываем глаза.
Инструктор: Вот мы снова оказались в деревне племени «Там - там». И вождь приготовил для нас испытание.
Испытание проходят дети и родители.
Вождь: Это испытание не простое. Здесь мы увидим на сколько родители доверяют своим детям. Слушайте внимательно правила испытания. Родителям завязываются глаза, а дети должны взять их за руку и провести между мячами, которые лежат перед вами, так чтоб не один мяч не сдвинулся с места. (Вождь и инструктор показывают. Мяч разложены в ряд. Пройти нужно змейкой.)
Инструктор: Уважаемый вождь, я думаю, что наши дети и их родители справились с вашим испытанием блестяще.
Вождь: Да! И праздник спасён. Спасибо, вам всем, большое. Пришло время для угощения. (вождь раздаёт бананы)
Инструктор: ну, что ж мы очень рады, что помогли спасти Ваш праздник. Но нам, к сожалению, пора возвращаться домой. Садимся в самолёт и летим в группу.