Татьяна Доронина
Краткосрочная программа профилактики самовольных уходов несовершеннолетних «Мой защищенный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности социально-реабилитационного центра, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Публикация «Краткосрочная программа профилактики самовольных уходов несовершеннолетних „Мой защищенный мир“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Проанализировав профилактическую работу в учреждении за 3 года, было выявлено, что большинство поступающих несовершеннолетних имеют склонность к бродяжничеству, самовольным уходам из дома, конфликтные отношения с родителями, учителями. С целью профилактики и предупреждения асоциального поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».
Цель программы
оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.
Задачи программы :
1. Предупреждение самовольных уходов.
2. Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
3. Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Методика и технология реализации:
Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы программа разделена на 2 блока:
1 блок - Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками (включает первичную профилактику : просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов - развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.
2 блок - Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения (проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.
Форма проведения: групповая, индивидуальная, кружковая.
В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.
Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.
Групповые занятия - 1 раз в неделю по одному академическому часу (45 минут).
Индивидуальные занятия - для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода.
Этапы реализации программы
1. Первый этап - диагностическая работа ( включает диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).
2. Второй этап - формирующий (проведение занятий).
3. Третий этап – завершающий (результативность программы отслеживается с применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест акцентуации характера, методы педагогического наблюдения).
Состав исполнителей: профилактическую работу с несовершеннолетними проводят педагогические работники учреждения: воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог и приглашенные: инспектор ОПДН, священнослужитель.
Материально - техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки, интерактивная доска, видео и аудио материалы, дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.
2. Сформированность у несовершеннолетних нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.