Юлия Мелихова
Краеведение — мощный фактор патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях
▼ Скачать
Краеведение- мощный фактор патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»
Д. С. Лихачев.
Публикация «Краеведение — мощный фактор патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился, и откуда берут начало твои корни.
Благодаря изучению истории родного края, учащимся становится ясно — история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня – одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в РФ определена не только государственная политика в области образования, но и предъявлен социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, способствующих духовно-нравственному становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.
Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у детей и подростков интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности. В этой связи возрастает роль истории края. Поощрение развития краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностей, но и развитие потребности в действенной заботе его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».
Необходимость развития интересов детей и подростков в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить детей с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.
В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь молодежи шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Используемая литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». М., 2005.
2. Гречухин Г. Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н. Новгород, 2002.
3. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006.
4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.
5. Гречухин Г. Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н. Новгород, 2002.