Ольга Давлатова
Краеведческий проект с детьми в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведческий проект. Мини-музей "Брянская земля - родная старина"
Актуальность. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному городу, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, стране и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном городе, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному городу. Исходя из вышеизложенного, определила актуальность создания мини-музея, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотических чувств у детей является их ознакомление с историей родного города. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества. И у меня, как у воспитателя, возникло противоречие – как в условиях детского сада ярко, красочно и запоминающе ознакомить детей с историей нашего города. Поэтому решила создать в группе детского сада мини-музей «Брянская земля – родная сторона», целью которого является ознакомление детей с историей Брянского края.
Публикация «Краеведческий проект с детьми в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Вид проекта: по доминирующей деятельности: исследовательско - творческий;
по характеру содержания: ребёнок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края;
по характеру координации: открытый;
по количеству участников: групповой;
по сфере применения результатов: социальный;
по времени работы: долгосрочный (сентябрь – май 2013 года);
по характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.
Проблема: «Как в условиях детского сада доступно, ярко, красочно и запоминающе ознакомить детей с историей нашего города»
Цель проекта: приобщение детей к истории родного города, развитие познавательного интереса.
Задачи проекта:
формирование любви к родному городу и интереса к историческому наследию города Брянска;
расширение представлений дошкольников об истории родного города;
формирование представлений детей о последовательности событий в жизни города;
расширение представлений детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
воспитание бережного отношения к историческому наследию родного города;
привлечение родителей в сборе материала для экспозиции мини – музея.
Предполагаемый результат: создание в группе мини – музея «Брянская земля – родная старина», обогащённые и систематизированные знания детей о родном городе.
Риски при работе над проектом:
Трудность восприятия информации детьми в силу возраста.
Пути выхода: задействовать игровые моменты, адаптировать исторический материал к восприятию дошкольниками.
Недоступность для самостоятельного использования наглядности мини-музея в группе детьми.
Пути выхода: наблюдение за деятельностью детей в течение дня, анализ востребованности мини-музея.
Незаинтересованность родителей участвовать в подборе информации для мини-музея.
Пути выхода: проведение индивидуальных бесед с родителями; организация конкурсов совместных творческих работ с детьми.
Недостаточная информация об истории города Брянска.
Пути выхода: задействовать другие источники по сбору информации (художественную, научную литературу, интернет ресурсы, консультация библиотекарей, учителей истории Родного края, работников краеведческого музея).
Продукты проекта:
Создание карты-схемы города Брянска (4 основных района: Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский) с отмеченными на ней значками расположения основных достопримечательностей, памятников, исторических мест.
Иллюстрированная картотека достопримечательностей, памятников города.
Фоторепортаж «Родная старина».
Иллюстрированный альбом «Археологическая культура Брянской области».
Создание мини-парка деревянных скульптур имени А. К. Толстого.
Совместное творчество родителей и детей «история Брянска в памятниках», «Жизнь людей Дебрянска».
Альбом «Во что наряжались и в чём на бой ходили дебрянцы».
Стенгазета «Брянская старина моими глазами».
Основные направления реализации проекта:
разработка этапов проектной деятельности;
разработка мониторинга интегративных качеств и знаний детей о родном городе;
разработка примерных конспектов непосредственно образовательной деятельности и экскурсий;
разработка дидактических игр «Дверная скважина», «Достопримечательности родного города», «Улицы моего города»;
создание мини-музея «Брянская земля – родная старина»;
оформление фотоотчета «Я и мой город», «Изучение истории родного города –это увлекательно!»
оформление выставки детских работ «Достопримечательности города Брянска», «Как я представляю город Брянск в прошлом»;
посещение Брянского краеведческого музея.
Этапы проекта:
Цель: оформление мини-музея «Брянская земля – родная старина»
Содержание работы с детьми:
Первоначальное ознакомление детей с историей Брянской земли через чтение художественной литературы.
Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» о родном крае.
Посещение Брянского краеведческого музея с детьми.
Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности по теме в интересной и увлекательной форме для детей.
Проведение беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.
Определение темы и названия мини-музея совместно с детьми, определение места для музея.
Составление карты-схемы с обозначением основных достопримечательностей города Брянска.
Составление картотеки достопримечательностей города Брянска.
Содержание работы с родителями:
Анкетирование родителей с целью выявления их знаний об истории родного края.
Консультирование родителей на тему «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе.
Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного города.
2. Практический этап
Цель: разработка методических материалов
Содержание работы с детьми:
Ознакомление детей с историей возникновения города, его постройками с помощью мультимедийных средств, рассматривание тематических альбомов.
Организация совместной творческой и исследовательской деятельности: изготовление иллюстрированных альбомов, создание мини-музея парка деревянных скульптур имени А. К. Толстого (лепка из скульптурного пластилина).
Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города.
Формирование представлений детей о библиотеке, как источнике добывания знаний через посещение выставки «Мой родной Брянск»
Организация экскурсий для детей других групп в созданный нами мини-музей. Участие детей в роли экскурсовода в своём музее.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.
Содержание работы с родителями:
Посещения мини-музея в группе.
Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Как я представляю город Брянск в прошлом».
3. Заключительный этап
Цель: оценка и представление результатов реализации проекта
Содержание работы с детьми:
Систематизация и обобщение знаний детей о городе Брянске через организацию КВН «Прошлое и настоящее города Брянска».
Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» о родном крае.
Содержание работы с родителями:
Анкетирование родителей «Развитие познавательного интереса детей через музейную педагогику».
Анализ реализации проекта по созданию мини-музея.