сидоренко кира
Ковролинография как средство развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ковролинография как средство развития детей раннего возраста
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка раннего и дошкольного возраста; в ней развиваются, прежде всего, способность к воображению, образному мышлению, формируются первоначальные навыки сотрудничества.
Именно поэтому так часто в дошкольных учреждениях используют игровую технологию, то есть организацию педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Одним из методов игровой технологии является метод ковролинографии. Его актуальность состоит в том, что для детей раннего возраста необходимо создавать условия для речевого развития, развития мелкой моторики, сенсорного развития, воображения и коммуникации детей. А этот метод является универсальным средством для решения этой проблемы.
Преимущество этого метода в том, что отработанная методика работы с ковролинографом позволяет его использовать как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, при ознакомлении детей со сказками и другими произведениями.
В кавролинографии используются различные материалы: яркие, теплые, приятные на ощупь, они привлекают внимание детей, формируют стойкий интерес к этому методу и дают возможность использовать кавролинографию с детьми дошкольного возраста при счете, составлении алгоритмов и схем, знакомстве с буквами и цифрами, фигурами и линиями, свойствами предметов, а самое главное – играть.
Целью применения метода кавролинографии в работе с детьми раннего и дошкольного возраста является создание условий для познавательной, творческой активности и инициативности детей.
Использование метода ковролинографии позволяет решать ряд задач:
- развивать познавательные способности;
- развивать речь детей;
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в пространстве;
- развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.);
- формировать умение взаимодействовать со сверстниками, создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
- развивать умение действовать соответственно правилам игры.
Метод ковролинографии включает в себя пособие, состоящее из ковролинового полотна, выполненного по принципу фланелеграфа, но в отличие от него ковролиновое полотно с использованием текстильной застежки имеет большее сцепление и помогает избежать неприятных сюрпризов в виде сползания сказочного героя во время показа сказки. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо, приложить усилия. Для активных малышей, у которых движения еще несовершенны, очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время образовательной или самостоятельной деятельности.
Любая картинка на ковролинографе как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно, смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к деятельности. С помощью метода ковралинографии можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного.
Метод ковролинографии позволяет динамично и наглядно проводить игры по различным направлениям:
1. Метод кавролинографии способствует сенсорному развитию детей. Ребенок берет в руки фигуру или персонажа, осматривает его, проводит тактильный анализ, производит элементарные действия с ним, при этом ребенок выделяет цвет, форму, размер и материал, из которого изготовлен персонаж.
2. С помощью кавролинографии ребенка без проблем можно научить счету и чтению. Начиная с простого: знакомства с цифрами, звуками и буквами, можно усложнять задания.
3. Стоит лишь педагогу подобрать яркие, соответствующие возрасту детей картинки для изучения различных понятий по лексическим темам, как образовательная деятельность превращается в увлекательную игру.
4. С помощью кавролинографии с детьми можно выучить пространственные отношения между предметами, что в дальнейшем способствует ориентировке в пространстве.
5. Самым распространенным методом использования ковролинографии является показ сказки. Наглядно дети лучше запоминают сюжет и последовательность событий.
6. Метод ковролинографии активно развивает мелкую моторику, а как следствие речь, так как в работе используются действия с мелкими предметами.
7. На ковролиновом полотне можно проводить разнообразные игры. Например, такие как «Кого не хватает?», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Составь целое из частей», «Запомни и повтори», которые способствуют развитию познавательных процессов. Игры по темам недели «Фрукты», «Овощи», «Семья», «Времена года» и т. д.
8. Метод кавролинографии решает много задач в обучении и развитии детей, способствует развитию творческого потенциала ребенка. У ребенка есть возможность свободно выразить свое видение ситуации. Предложить свои пути решения, так как у ребенка есть выбор. Ковролинография позволяет в интересной, доступной форме знакомить детей с особенностями природы Родного края. Работа проходит в форме игры, моделирования, конструирования игрового пространства на большом игровом поле. В таких условиях ребенок чувствует себя более свободно и безопасно, а значит, способен проявить собственную активность и наиболее полно себя реализовать.
Очень просто показать пространственные отношения между предметами применяя метод ковролинографии в инклюзивном образовании. При регулярной последовательной работе педагога с ребенка можно научить действовать с фигурами, ориентироваться на плоскости, выполнять небольшие просьбы педагога. Шаг за шагом, применяя все возможности ковралинографа, возможно повысить мыслительные процессы у ребенка, активизировать психические процессы для развития личности ребенка в целом.
В этом могут помочь дидактические игры на ковролиновом полотне, создавая наиболее разнообразную, интересную среду для решения поставленных задач. При индивидуальной работе внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям.
Ковролинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат.
Работа на ковролиновом полотне, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой. Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста позволяет снизить эмоциональное напряжение в период адаптации, способствует развитию познавательной и речевой сферы ребенка.