Анна Филатова
Занятие в старшей группе «Космонавты»
▼ Скачать + Заказать документы
Космонавты
12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши дети?
Цель: Формирование первичных представлений у детей о космонавтах и достижениях России в космонавтике, воспитывать чувство гордости за успехи страны и отдельных людей.
Публикация «Занятие в старшей группе „Космонавты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Задачи. Закрепить представления детей о Солнечной системе, о планетах, космосе. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей. Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей. Закрепить умение работать с соломой; способствовать формированию навыков коллективного труда (совместное изготовление одной игрушки сверстниками и распределение между ними обязанностей).
Предварительная работа: Приготовить портреты космонавтов : Ю. Гагарина, В. Терешковой, С. Савицкой, А. Леонова и других. Подобрать иллюстрации с видами космоса. Провести предварительную беседу с детьми о космосе и космонавтах, выясняя знания детей. Зачитывание детям отдельных эпизодов из газет и журналов о космосе.
Отдельным детям дается домашнее задание – подготовить рассказ о космонавтах
Материал и инструменты: солома, желудь, веточки, горошины, проволока (желательно медная, диаметром 0,2 мм) или нитки, клей; стека, ножницы, кисточка.
Ход занятия
Дети рассаживаются на ковре перед фланелеграфом. Воспитатель включает магнитофон с записью песни о космонавтах. (Используется песня «Я верю, друзья» муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича, исполняет Г. Отс.)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о ком идет речь в этой песне? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, в этой песне поется о космонавтах. А как вы думаете, почему я именно сегодня включила вам эту песню? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, потому что сегодня - 12 апреля, День космонавтики. А скажите, пожалуйста, почему именно 12 апреля вся страна отмечает этот праздник? (Ответы детей) Правильно, в этот день, 12 апреля, впервые человек полетел в космос. А кто мне скажет, как звали этого человека? (Ответы детей) Совершенно верно, первого человека, полетевшего в космос, звали Юрий Алексеевич Гагарин. (Воспитатель выставляет на фланелеграф портрет космонавта)
Воспитатель: А сейчас (называется имя ребенка) расскажет нам о Юрии Гагарине. (Ребенок читает специально подготовленный с помощью воспитателя рассказ)
Воспитатель: Но, ребята, в космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова (Воспитатель выставляет на фланелеграф портрет Валентины Терешковой). Об этой женщине-космонавте нам расскажет (имя ребенка). (Рассказ ребенка)
Воспитатель: А еще, ребята, есть женщина-космонавт, которая дважды летала в космос (Воспитатель выставляет на фланелеграф портрет Светланы Савицкой). Это Светлана Савицкая. Об этой отважной женщине нам расскажет (имя ребенка). (Рассказ ребенка).
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Ответы детей). Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, был Алексей Леонов. (Воспитатель выставляет на фланелеграф портрет Алексея Леонова) О нем нам расскажет (называется имя ребенка). (Рассказ ребенка сопровождается показом воспитателем иллюстраций с рисунков, сделанных А. Леоновым в космическом корабле.)
Воспитатель: А как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли (Ответы детей) Да, это площадка называется космодром. Находится космодром в городе Байконуре. (На фланелеграф выставляется иллюстрация космодрома) Какие названия космических кораблей вы знаете? (Ответы детей) Космический корабль, на котором летал Юрий Гагарин, называется «Восход». Есть еще корабль «Союз» и станция «Мир», куда причаливали космические корабли и на котором жили космонавты. (На фланелеграф выставляются фотографии и иллюстрации космических кораблей) А как возвращаются космонавты на Землю? (Ответы детей) Они возвращаются в специальном спускаемом аппарате. (На фланелеграф выставляется иллюстрация аппарата.)
Воспитатель: А скажите, ребята, космонавты всегда летали поодиночке в космос? (Ответы детей) Сначала, действительно, были только одиночные полеты, а затем в космос стали летать экипажи по 2-3 и более человек. Эти экипажи состояли из людей разных национальностей и назывались международными. А что же помогало таким разным людям вместе, сплоченно заниматься такой сложной работой, как изучение космоса? (Ответы детей)
Воспитатель: Космонавты, которые работают вместе в таких сложных условиях, должны обладать силой воли, терпимостью, уважать друг друга. А какими качествами должен обладать человек, чтобы его допустили к полетам в космос? (Ответы детей) Человек, желающий стать космонавтом, должен умным, образованным, смелым, а самое главное, он должен быть сильным и здоровым. А вам, ребята, хотелось бы быть похожими на космонавтов? Тогда нам необходимо немного потренироваться. (Дети встают на ковре врассыпную)
Физкультминутка
(Воспитатель зачитывает стих, а дети выполняют соответствующие движения)
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно.
Воспитатель:
Молодцы, силы вы себе прибавили. Но ребята, космонавт должен быть не только сильным и здоровым. Каким еще должен быть космонавт? (Ответы детей) Чтобы уметь управлять таким большим космическим кораблем космонавт должен быть образованным, умным и сообразительным. Сейчас я вас проверю, насколько вы сообразительны. Я вам буду загадать загадки, а вы постараетесь их отгадать.
Воспитатель загадывает загадки:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном.
Мы, обгоняя ветер
Несемся на (ракете).
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью.
Отважный, русский парень
Наш космонавт (Гагарин).
Планета голубая
Любимая, родная.
Она твоя, она моя
И называется (Земля).
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня (луной).
Воспитатель: Давайте, ребята, сами сделаем космонавта. В беседе с детьми подчеркивает, что принцип работы по изготовлению космонавта заключается в том, чтобы прочно в нужных местах связать солому, туго перетянуть ее крепкими нитками или тонкой проволокой. Дети узнают, как делается игрушка. Берут пучок хорошо размоченной соломы, складывают вдвое. Немного отступив от сгиба (2 - 3 см, пучок соломы перевязывают крепкой тонкой ниткой, образуя шею и го-
лову. Для рук отделяют от общего пучка с двух сторон немного соломы, обрезают и перетягивают ниткой. Затем крепкой ниткой или проволокой перетягивают талию, а оставшуюся в пучке солому делят на две одинаковые части и тоже перетягивают ниткой — получаются ноги. Для большей устойчивости космонавта в соломенные пучки-ноги вставляют небольшие веточки.
Когда фигурка космонавта готова, можно приступить к изготовлению его шлема. Для этого берут длинную соломинку, проглаживают ее утюгом или стекой, чтобы получилась лента, и из нее на лице космонавта выкладывают прямоугольник; это прозрачная часть лица и будет шлемом скафандра. Глаза космонавта делают из горошин. И прямоугольник (шлем, и горошины (глаза) приклеиваются.
Воздушным баллоном космонавта может служить желудь, укрепленный поперек спины нитками или соломинками с пропущенной внутри проволокой (как рюкзак). В верхней части головы укрепляют две веточки — это антенна.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень сообразительные, и каждый из вас может в будущем стать великим космонавтом. Так какой же праздник вся страна празднует в апреле? (Ответы детей) А какого числа? (Ответы детей) Правильно, 12 апреля каждый год наша Родина отмечает День космонавтики и чествует героев космоса. Послушайте, какое замечательное стихотворение, которое называется «Герои-космонавты», написала поэтесса Татьяна Ларина.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои-космонавты на виду!
Им на земле спокойно не живется,
Их почему-то вечно тянет в высь,
Им звезды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий – космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой и мной.
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит…
Пусть сбудется, о чем во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!
Этим стихотворением воспитатель заканчивает занятие.