Наталья Добрынина
Космическое воспитание. Монтессори-педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов всех стран мира. Известная, как выдающийся ученый и гуманист, она создала педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было, и нет.
Для здоровых детей Монтессори-педагогика является развивающей, а для детей, имеющих какие-либо отклонения – терапевтической. Основным лечебным средством служит атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога.
Вот уже пять лет мы используем Монтессори-систему в нашей группе компенсирующей направленности.
Публикация «Космическое воспитание, Монтессори-педагогика» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Космос. Все о космосе для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
В современной педагогике уже сложился устойчивый термин «космическое воспитание». Мария Монтессори говорила : «…В воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интереса к Человечеству и его культуре… Именно культура – всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию, к которой мы направляем «космическое воспитание».
Прямой целью космического воспитания дошкольников является формирование целостного восприятия картины мира, осознания ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе.
Мы подобрали большое количество материалов и наглядной информации по космическому воспитанию, руководствуясь тем, что каждый ребенок дошкольного возраста обладает феноменальной способностью – «впитывающим умом».
Опытом создания развивающей среды нам хотелось бы поделиться.
У нас есть глобусы, географические карты, четыре астрономических календаря. Все календари разные: один производственного изготовления, другие мы сделали вместе с детьми. На них дети устанавливают текущее время года, день недели, число, месяц, день недели, число, день своего рождения, отрезок прожитого года.
Кроме календарей, у нас есть еще такие астрономические материалы, как объемный и плоскостной макеты Солнечной системы и карты звездного неба. Макет помог детям узнать, что планеты отличаются по величине и что каждая удалена от Солнца на определенное расстояние. Ребенок легко выкладывает все планеты нашей системы на соответствующие орбиты и обозначает карточками с надписями. После общения с объемным макетом Солнечной системы, где каждая планета имеет форму шара, дети переходят к работе с плоскостными изображениями планет. Полученные на объемном макете представления они легко переносят на плоскостной макет Солнечной системы, а затем без труда переходят к работе со звездными картами. Рассказы о звездах, использование специального атласа помогли детям самостоятельно выкладывать карту звездного неба.
После знакомства с глобусом детям легко работать с плоскостными изображениями материков на деревянной и бумажной картах.
Мы рассказали детям о возникновении жизни на Земле и ее развитии, вместе изготовили хронологическую ленту, на которой выделили разными цветами 12 частей – каждая соответствует важному периоду в жизни Земли. Заранее переснятые иллюстрации из книг дети раскрашивали, вырезали и наклеивали на соответствующее место на ленте. Таким образом, участвуя в создании этого материала, дети наглядно увидели сложный и непрерывный процесс возникновения и развития жизни на Земле.
А после работы с хронологической лентой детей заинтересовала жизнь динозавров. Мы предложили им тематическую подборку: книга с изображением динозавров, фигурки этих животных; наклеенные на цилиндры картинки: на красные – хищники, на зеленые – травоядные. Дети рассматривали эти поделки, проигрывали сцены сражений хищников и травоядных.
Многие материалы в развивающей среде Монтессори устроены так, что дети работают с ними без помощи взрослого и используют их в свободной деятельности. Много времени они проводят в особом месте – лаборатории. Здесь есть материалы по географии – действующие макеты вулкана, реки, озера, острова и полуострова. Любой ребенок может понаблюдать, как извергается вулкан, и убедиться, что лава поднимается из недр горы и стекает по ее склонам.
Весной мы создали экспериментальную площадку, где у каждого ребенка было свое растение, которое он сажал, за которым ухаживал и наблюдал.
Беседуя с детьми по теме «Кожа», мы использовали увеличительное стекло, краску и лист ватмана. Рассмотрели пальцы через лупу, увидели, что бороздки и завитки на подушечках составляют определенный узор. А когда они сделали отпечатки пальцев на листе ватмана и сравнили их, то «совершили открытие» - у каждого человека свой рисунок, свой узор.
Таких открытий – и в лаборатории, и при работе с другими дидактическими материалами, и просто при общении – дети совершают великое множество. Запомнить все трудно, и мы фиксируем их в дневниках и листах наблюдений на экране достижений. Это дает возможность видеть уровень развития ребенка и совершенствование навыков социального поведения.
Таким образом, дидактические материалы и пособия Марии Монтессори помогают ребенку через наблюдения ощутить себя частью природы, культуры и человеческого общества.
Модели-Монтессори дали детям возможность приобрести интерес к познанию окружающего мира и реализовать полученные знания на практике. Наши воспитанники легко общаются с людьми и свободно выходят из разных конфликтов. Они умеют делать вывод и принимать решения в разных жизненных ситуациях.