Татьяна Чаплагина
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать +Заказ
Цель занятия:
Развивать познавательный интерес детей к изучению космических объектов и явлений (планеты, звезды, кометы, астероиды).
Задачи НОД:
1. Закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, называть отличительные особенности некоторых из них.
2. Развивать внимание, связную речь детей, мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство сострадания, желание помочь героям.
Задачи интегрируемых образовательных областей
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений): упражнять детей в обратном счете в пределах 10, совершенствовать порядковый счет, закреплять умение называть «соседей» числа, различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, трапецию, многоугольник, находить недостающую фигуру, упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа, получаса.
Обучение грамоте: закреплять умение производить звуковой анализ слов, различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость или мягкость согласного, составлять слова из отдельных слогов, определять количество слогов в слове.
Формирование целостной картины мира: развивать исследовательские умения в процессе опытнической деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»: совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение использовать в общении объяснительную речь, понятно для слушателей отвечать на вопросы, называть личностные качества космонавта.
Образовательная область «Здоровье»: закреплять умение выполнять гимнастику для глаз.
Образовательная область «Музыка»: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Словарная работа: активизировать в речи детей названия планет Солнечной системы, жителей планеты Земля-земляне; цвета: малиновый, лимонный, салатовый.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации совместной деятельности: игровые моменты, проблемная ситуация, беседа, дидактическая игра, экспериментирование, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз.
Материал для занятия: демонстрационный: фишки красного, синего, зеленого цветов для звукового анализа слова, карточка с изображением планеты Земля, указка, изображения планет Солнечной системы, звезды разного цвета, карточки со слогами для составления названий планет, часы, мяч-комета, атрибуты для Звездочета и пришельца из Космоса, зонт-Солнце с подвешенными шарами-планетами, зонт-небо с точками (звездами, мыльные пузыри.
Раздаточный: тарелки с фишками красного, синего, зеленого цветов для звукового анализа, карточки с изображением планеты Земля, указки, карточки на поиск недостающей фигуры, простые карандаши, трубочки по количеству детей.
Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедий по теме «Космос», разучивание стихотворений о планетах, объяснение понятий «Метеориты», «комета», «астероиды».
Ход занятия:
-Ребята, хотите отправиться со мной в космическое путешествие? (Да). Тогда давайте вспомним, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, умным, спортивным, здоровым, отзывчивым, целеустремленным). А вы такие ребята? (Да)
Давайте вспомним «космический секрет»:
Пальчиковая гимнастика:
Расскажу вам по секрету:
(указательный палец поднести ко рту)
Мы построили ракету.
(пальцы обеих рук поочередно соединяются)
Взяли сок и бутерброды (импровизация,
Вдруг лететь придется годы?
(Поочередно загибаем каждый палец)
А теперь наши пальцы превращаются в луноход:
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук)
А теперь, космонавты, попрошу вас встать в круг. Давайте возьмемся за руки.
Посмотрите друг на друга и передайте энергию радости своим друзьям. Кажется, все готово к полету? Давайте оденем скафандры (имитация). Занимайте места в ракете. Начинаем отсчет (от 10 до 1 по цепочке). Пуск! (Звучит музыка).
- Ребята, чтобы наш космический корабль смог приземлиться на другой планете, нужно выполнить задание. Давайте вспомним, как называется планета, на которой мы живем с вами? (Земля). А как называют жителей планеты «Земля»? (Земляне). Чем наша планета отличается от других планет? (Только на нашей планете есть жизнь)
Теперь посмотрите на ваши карточки. У меня и у вас на карточках спрятались звуки. Давайте их определим, но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным). Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим). Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Зеленым). Сколько всего звуков в слове «Земля»? (5). Денис, ты согласен с Алиной? Сейчас мы с вами будем узнавать, какие же звуки есть в этом слове? Маша, подойди к доске и найди первый звук в слове «Земля». Ребята, вы тоже у себя найдите первый звук и обозначьте его фишкой. Гриша, почему ты обозначил этот звук зеленой фишкой? Настя, какой у тебя звук? (Разбирается все слово).Возьмите указки и прочтите слово. Ульяна, прочитай, пожалуйста, слово. А теперь уберите на космические тарелки звук з; Катя, какой ты убрала звук?. Уберите первый гласный звук. Какой звук убрали? (э) Уберите звук а. Уберите твердый согласный. (м) Какой звук остался?
Молодцы, космонавты, с этим заданием вы справились. Ой, посмотрите, с космоса к нам прилетела звезда. Думаю, она нам пригодится в нашем путешествии. Наш космический корабль приземляется. (музыка)
Давайте посмотрим, на какую планету прибыл наш корабль? (Марс). Денис, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь об этой планете?
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Климат на Марсе засушлив, суров,
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка,
Жизни на ней не нашли мы пока.
Ребята, как по-другому называют эту планету? (Красная, ржавая)
Почему ее так называют (Грунт Марса покрыт железом, когда оно ржавеет, становится красно-бурым)
Смотрите, ребята, это пришелец из космоса. Его заколдовали, поэтому он не может с нами говорить. Вы сможете ему помочь, если определите время по космическим часам. Справитесь с заданием? Какое время показывают первые часы? На какой цифре стоит короткая часовая стрелка? На какой цифре стоит длинная минутная стрелка? Который час показывают вторые часы? Почему вы так думаете? Сейтали, а ты как думаешь? Какое время показывают третьи часы? Где находится короткая стрелка? Где находится длинная стрелка? Амалия, а ты как думаешь, который час?
«Марсианин» просыпается: «Спасибо вам, дети, вы смогли меня расколдовать. Хотите поиграть со мной? (Да). Я буду бросать вам космический мяч-комету и называть какое-тот число, а вы называйте соседей этого числа. Согласны? Будьте внимательны! Алина, назови соседей числа 7. И тд. За то, что вы сумели мне помочь, я подарю вам звезду. Она пригодится в вашем дальнейшем путешествии. До свидания, ребята.
-А мы продолжаем наше путешествие. Прошу занять свои места в ракете. (звучит тревожная музыка).
Ой, ребята, кажется, что – то случилось с нашими приборами управления.
Для того, чтобы их починить, нужно нарисовать недостающие фигуры.
Сможете справиться с заданием? Приступайте к работе!
(Музыка)
Все готовы?
Аида, назови пожалуйста фигуры, которые расположены у тебя в первом ряду, а вы, космонавты, проверьте.
Денис, назови пожалуйста, фигуры, которые расположены во втором ряду.
Сейтали, как ты считаешь, какой фигуры не хватает в третьем ряду?
Почему ты так думаешь?
Теперь приборы в полном порядке, вы получаете ещё одну звезду.
А наш полёт продолжается. (музыка)
Космический корабль приземлился.
Давайте посмотрим, на какой планете мы оказались? (Юпитер)
Ребёнок:
Юпитера размеры так огромны,
Что все планеты спрятались бы в нём,
Там серы бьют фонтаны в космос вольный,
Планета эта пышет вся огнём.
Там бури, облаками все пылают,
Загадочно Юпитера пятно,
Что посредине кружится, играет
По габаритам, как Земля оно.
Луны четыре кружат по орбите,
Они похожи только на себя,
Там спутников довольно много в свите,
Юпитер стал им домом навсегда.
Характер свой Юпитер проявляет,
Магнитный на планете бродит шторм.
Пусть каждый про планету ту узнает,
Увидит это чудо в телескоп.
А какие ещё планеты гиганты вы знаете? (Сатурн, Уран, Нептун) Чем они отличаются от других планет? (Они все имеют кольца). Ой, ребята смотрите что это? (осколки астероидов) Кажется, здесь таится новое задание. На осколках астероидов расположены различные слоги. Нам нужно составить из них слова – названия планет. Давайте попробуем!
Маша, сколько слогов в слове Венера? И т. д.
Молодцы, и с этим заданием вы справились! У нас появилась ещё одна звезда! Давайте немного отдохнём и превратимся в звездочётов.
Физкультминутка «Звездочёт»
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»).
Он планетам вёл учёт (показывать в небо рукой)
Меркурий – раз. (Описать круг руками)
Венера – два. (Хлопок)
Три – Земля,
Четыре – Марс. (Присесть, встать)
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн. (наклон вправо - влево)
Семь – Уран,
Восемь - Нептун. (наклон вперёд, назад)
Девять – дальше всех Плутон. (прыжок)
Кто не верит – выйди вон! (руки в стороны)
-Смотрите, ребята мы попали на новую планету!
Как она называется? (Сатурн)
Ребёнок:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода
И кольца Сатурна из снега и льда.
Ребята, смотрите, на планете Сатурн оказался настоящий звездочёт.
Только почему-то он очень грустный. Давайте узнаем у него, что случилось.
- Здравствуй, Звездочёт, объясни, пожалуйста, ребятам, почему ты такой грустный.
- Я наблюдал за звёздами и оказалось, что четыре из них пропали. Если я не сумею возвратить их на свои места, то всех нас поглотит чёрная дыра.
- Ребята, что же делать? Ой, я вспомнила, ведь у нас с вами есть звёзды.
Давайте проверим, сколько их? Как раз четыре!
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, вернуть звёзды на свои места.
Известно, что звезда лимонного цвета находилась на пятом месте.
Денис, найди, пожалуйста, место этой звезды.
А эта звезда находится на третьем месте. Какого она цвета?
Эта звезда находится между шестой и восьмой. Какая она по счёту? Какого цвета? А эта звезда стояла после восьмой. Ну вот, кажется, теперь всё в порядке.
Ульяна, пересчитай, пожалуйста, все звёзды. (первая звезда…десятая.)
Алина, скажи пожалуйста, на каком месте находится звезда голубого цвета?
Маша, звезда какого цвета находится на седьмом месте? Определите, пожалуйста, цвет девятой звезды. И т. п.
Звездочёт: Ребята, за то, что вы помогли мне, приглашаю посетить вас мою научную лабораторию на Земле. Хотите? (конечно, звездочёт, хотим)
- Ребята, займите свои места в ракете. И ты, звездочёт, садись поудобней.
Начинаем отсчёт: 10…1, Пуск! (музыка)
Космонавты, чтобы наши глаза отлично видели после космического путешествия, давайте выполним гимнастику для глаз:
Раз- налево, два- направо,
Три- наверх, четыре- вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз,
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз.
(Музыка)
Наш космический корабль благополучно приземлился на планете Земля.
Звездочёт: Добро пожаловать в научную лабораторию «Почемучка». Посмотрите, что у меня здесь есть.
Опыт «Солнечная система»
Ребята, вы хотите узнать, почему все планеты вращаются вокруг Солнца? Представьте, что зонтик- это Солнце, а 9 шариков- планеты. Будем вращать Солнце. Что происходит с планетами? (Все планеты летят по кругу). А теперь я остановлю Солнце. Что происходит с планетами (Если остановить Солнце, то и планеты остановятся) Как вы думаете, что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему? Что мы делали с зонтом-Солнцем? (Вращали, двигали). Правильно, ребята, Солнцу помогает вечное движение. А что будет, если Солнце не будет двигаться? (Вся система развалится и не будет действовать это движение)
Опыт «Звёздные кольца»
Ребята, а вы любите смотреть на звезды? Иногда кажется, что звезды движутся по кругу. Как вы думаете, почему? А давайте проверим! Представьте, что зонт- небо, а точки на нем- звезды. Как вы думаете, если мы будем вращать зонт, что увидим? Давайте проверим. Что увидели? (Светлые кольца) Когда я только начал вращать зонт, что видели? (Белые точки) Что произошло потом? (Они все слились в светлые кольца)
Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.
А теперь я предлагаю сюрприз- создать планеты из мыльных пузырей! Настя, сколько у тебя планет получилось? Как называется эта планета? А у тебя, Гриша? Как вы думаете, почему планеты разноцветные? (Музыка)
- Ребята, наше космическое путешествие подошло к концу.
Вам оно понравилось? Что вам запомнилось больше всего? А с какими трудностями вы столкнулись? Я благодарю вас всех и предлагаю показать разноцветные планеты из пузырей вашим друзьям.