Инна Григорьева
ООД «Космическое путешествие»
▼ Скачать
Образовтельные задачи:
1. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми словами по теме.
2. Закрепить понятия - «космос», «планеты Солнечной системы», «ракета», «спутник».
3. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством предметов.
4. Закреплять приём вырезывания по прямым линиям
5. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно, работать по схеме-образцу.
Публикация «ООД „Космическое путешествие“» размещена в разделах
6. Совершенствовать двигательные способности детей, развивать основные физические качества.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить кругозор дошкольников.
2. Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.
3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Методические приемы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование цифр, букв).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
ЗАДАЧИ ООД:
Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах.
Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавта, его личностных качествах).
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивать конструктивные и творческие способности, моторику.
Предварительная работа:
беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА
Для педагога: презентация «Космическое путешествие», видеоролик «Развивающий мультфильм для детей про космос и планеты», компьютер, проектор, проекторная доска.
Для учащихся: лист бумаги А4, схема-распечатка головоломки Танграм, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки
ПЛАН ООД.
(расписать поминутно)
1. Организационный момент – 2 минуты.
а) Приветствие – 1 минута.
б) Проверка готовности детей - 1 минута
2. Актуализация – 2 минуты
а) Повторение пройденного материала - 2 минуты.
3. Формирование новых понятий и способов действий – 6 минут
а) Ознакомление с подготовкой космонавтов к условиям космоса – 2 минуты
б) Изучения устройства ракеты – 2 минуты
в) Знакомство с особенностями космической еды и выполнение заданий – 3 минуты
г) Изучение разных моделей ракеты, которые можно собрать из деталей головоломки Танграм – 1 минуты
4. Применение, формирование умений и навыков – 15 минут
а) практическая работа детей по сборке и склеиванию плоскостных моделей ракеты - 15 минут,
5. Закрепление пройденного материала – 3 минуты
а) Дидактическая игра «Найди лишнее» - 2 минуты
б) Просмотр видеоролика «Планеты солнечной системы» - 2 минуты
б) Дидактическая игра «Вспомни последовательность и повтори» - 2 минуты
6. Подведение итогов ООД
Уборка рабочего места – 2 минуты.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.
1. Коррекционная игра «Здравствуйте»
- Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой
- Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога
- Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков
- Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога
- Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх
- Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой
День такой прекрасный. Протягивают прямые руки вперед
Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши
Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный. Я пригласила к нам в детский сад одну очень интересную гостью, которая скоро появится здесь. Она очень занятая особа, но, когда узнала, какие вы любознательные дети, то сразу захотела с вами познакомиться. У нее к вам есть какое-то интересное предложение.
2. Сюрпризный момент
(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же пришел, надевает костюм Доктора космических наук – шляпу, очки, в руки - чемоданчик с документами, и выходит к детям)
-Здравствуйте, дети, меня зовут Венера Марсовна и я – Доктор космических наук.
- Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое?
– это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет).
- Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое
пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос. (Слайд 1)
- На какой планете мы живем? (Земля)
- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)
- Нравится вам наша планета? (Да, нравится)
- А чем она вам нравится?
(Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых городов больших и маленьких. На нашей планете растет много красивых цветов. Мы здесь родились.)
- Один мой знакомый мудрец – Старик Хоттабыч – утверждает, что Земля – это огромная тарелка, которая держится на трех китах. Вы согласны с этим?
(Нет, наша планета Земля, имеет форму шара.) (Слайд 2)
- А сейчас, ребята, вам я вопрос такой задам:
Школу юных космонавтов собираюсь открывать.
Вы хотели бы ребята в этой школе побывать? - Да!
А придет пора лететь вы не станете реветь? - Нет!
- Ну, тогда я предлагаю вам поступить в мою школу юных космонавтов и всем вместе отправиться в космическое путешествие. Хотите? (Ответы детей)
- Очень хорошо. Что ж, тогда ответьте, пожалуйста, кто же у нас побывал в космосе самым первым?
(собаки Белка и Стрелка)
- Правильно! (Слайд 3)
- А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?
(Юрий Алексеевич Гагарин)
- Совершенно верно! (Слайд 4)
-А каким должен быть космонавт знаете?
3. Стихи:
1. Космонавтом, чтобы стать, надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень быстрым, ловким, смелым! Матвей
3. Чтобы космонавтом стать, надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
учиться. Даша
2. Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет не легкий труд! Лера
4. На корабль могут взять только сильных, ловких.
поэтому нельзя здесь без тренировки. Дима
- Космос покоряют только настоящие космонавты : ловкие, смелые, сильные, выносливые. Чтобы такими стать они действительно много тренируются.
- Вот, посмотрите, как ребята тренируются. (Показывает) 5)
- Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету и проверим вестибулярный аппарат, который помогает нам ориентироваться в пространстве и удерживать равновесие, то есть мы понимаем: где право, где лево, где верх и низ. Итак, начнём
4. Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением)
(Звучит музыка)
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Венера Марсовна: - Замечательно ребята! Физическую подготовку мы прошли.
Но еще космонавт должен знать, как устроена ракета, ведь ему придется в ней летать далеко от Земли. Давайте попробуем разобраться в ее устройстве и проведем учения. (слайд 6)
- А вот так ракета взлетает с космодрома. (Слайд 7). Постепенно ступени ракеты сгорают и в открытом космосе ракета выглядит вот так (Слайд 8).
Венера Марсовна: С устройством ракеты мы познакомились, теперь –экзамен. Справитесь - сразу летим в космос. Отгадайте загадку (Слайд 9) – изображение отгадки открывается по щелчку мыши. Послушайте стихотворение про Луну - (Слайд 10)
6. Дидактическая игра «Еда для космонавтов»
- Мы сказали, что космонавты люди сильные, смелые, умные …
Для всего этого они должны не только тренироваться, но и хорошо питаться.
(Показываем детям два подноса, с различной едой и тюбиками).
- И на тарелках у нас еда, и в тюбиках еда. Какую же еду мы с вами возьмем в космос?
(В тюбиках, потому что в космосе невесомость и обычную еду там приготовить и съесть невозможно)
- Давайте приготовим еду, которую мы возьмем с собой в космос (Слайд 11). На этом тюбике написано «Кофе». Из чего мы его приготовим?
(Зерна кофе и молоко). Проверяем по щелчку мыши.
-На этом тюбике написано «Борщ». (Слайд 12). Из каких овощей мы будем готовить борщ? Капусту кладут в борщ? (Да. Наводим курсор и щелкаем, добавляя овощи в тюбик). Лук? (Да). Свекла? (Да). Картофель? (Да). Морковь? (Да). Молодцы, ребята, борщ мы с вами приготовили.
- На следующем тюбике написано фрукты. (Слайд 13). Что из предложенного можно добавить в этот тюбик? (Яблоко). По щелчку мыши проверяем правильный ответ.
- В каком виде мы его будем есть в космосе? (Яблочное пюре)
- На следующем тюбике написано овощи. (Слайд 14). Что из предложенного можно добавить в этот тюбик? (Капуста, огурцы, помидор). По щелчку мыши проверяем правильный ответ.
- А теперь угадайте, что должно попасть в следующий тюбик? (Слайд 15). Дети, которые умеют читать, могут прочитать слово «КАША».
Венера Марсовна: Экзамен сдали успешно, поздравляю.
7. Разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.
- Мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Нам с вами ее нужно собрать из модулей головоломки ТАНГРАМ, вот они. Образец ракеты перед вами на экране. (Слайд 16). Эти модули нужно разрезать так, как показано на этой схеме (Слайд 17). Дети получают ножницы, лист бумаги и распечатки схемы головоломки Танграм, которые они сами должны разрезать.
- Все разрезали? (Да). Теперь нужно сделать разминку, чтобы подготовиться к сбору ракеты. (Слайд 18). Делаем разминку.
8. СБОР РАКЕТЫ ИЗ МОДУЛЕЙ и склеивание деталей (Звучит музыка).
- Посмотрите, какие модели ракет можно построить (Слайд 19). Сбор моделей и наклеивание деталей ракеты на бумагу.
- Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! Ну что ж, теперь мы можем отправляться в полет.
- В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают).
-В космосе невесомость, поэтому необходимо пристегнуть ремни. (Дети пристегивают воображаемые ремни).
9. Игра «Назови лишнее».
- Проверяем работу всех систем перед полетом! (Слайд 20). Какие слова на кнопках относятся к космосу, а какие нет? Поочередно наводим курсор на каждое слово и после ответов детей («да» или «нет») и щелкаем мышкой. Слова, не относящиеся к космосу, исчезают.
10. Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)
Завести моторы (Вращательные движения руками).
Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты
Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…
Пуск! (Руки тянутся вверх)
10 секунд- полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный….
11. Задание на нахождение звезд одинаковой формы.
Венера Марсовна: Ребята, посмотрите в иллюминаторы, там столько интересного! Мы видим разные звезды. Давайте найдем среди них парные звезды – они одинаковой формы. (Слайд 21). После ответов детей звезды одинаковой формы объединяются по щелчку мыши.
12. Рассматривание изображения планет солнечной системы (Слайд 22).
- Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.
13. Видеоролик «Планеты солнечной системы»
- А теперь узнаем о планетах солнечной системы подробнее.
14. Игра «Вспомни последовательность и повтори»
Упражнение на развитие внимание и памяти: необходимо вспомнить характерные признаки планет Солнечной системы и их последовательность расположения и расставить в соответствующем порядке. (Слайд 23) – выходим из режима «Показ слайдов» и перетаскиваем изображения планет мышкой. Проверка правильности выполнения задания (Слайд 24).
15. Голосовое упражнение «Радиоволны»
Венера Марсовна : предлагаю передать зашифрованное сообщение на станцию и сообщить, что все задания мы выполнили успешно и готовы вернуться на Землю.
За-зо-зу (произносится утвердительно).
Зя-зе-зю (произносится удивленно).
Зве-звя-зви (произносится вопросительно).
Зву-зво-звы (произносится радостно).
- Ну, что же, нам пора возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в ракете. Пристегнуть ремни! Держитесь крепче! Мы вернулись! (Слайд 25)
16. Подведение итогов
Венера Марсовна: Вот мы и вернулись на космодром! Снимем наши воображаемые скафандры и баллоны с кислородом. Замечательно!
- Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)
(Как тренируются космонавты; что космонавты едят в космосе; изучали, как устроена космическя ракета делали разные модели ракет; находили звезды разной формы; изучали планеты Солнечной системы).
Венера Марсовна: Если вам понравилось наше космическое путешествие, то покажите «класс» - большой палец вверх; если не понравилось – то большой палец вниз; а если так сяк – то большой палец в сторону.
- Вам понравилось наше космическое путешествие? (дети показывают).
Венера Марсовна: Ребята, за успешное выполнение полета я вручаю вам удостоверения космонавтов!
(Венера Марсовна вручает каждому ребенку удостоверение)
Венера Марсовна: И на память вам останутся модели ракет, которые вы сами собрали. Теперь вы можете показать ее другим ребятам и рассказать о нашем увлекательном путешествии. До свидания!