Наталья Балыкова
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младших классов с ОВЗ «Домашние и дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Темы:
Коррекционная – Работа над словом: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие.
Грамматическая – Существительное – часть речи, отвечающее на вопросы КТО? ЧТО?; глагол – часть речи, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
Лексическая - Домашние и дикие животные.
Цели:
1. учить детей выделять слова, обозначающие предмет; отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младших классов с ОВЗ „Домашние и дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2. выделять единственное и множественное число;
3. ставить вопрос от одного слова к другому;
4. вспомнить названия домашних и диких животных, их привычки и образ жизни;
5. развивать и активизировать словарь детей;
6. развивать мышление, внимание, память;
7. развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: Демонстрационное: мяч; панно с рисунками жилищ животных; иллюстрации с серией сюжетных картинок для показа на интерактивной доске; серии предметных картинок с изображениями диких и домашних животных для показа на интерактивной доске; серии предметных картинок с изображениями жилища диких и домашних животных для показа на интерактивной доске; деформированный текст для показа на интерактивной доске (3 вида); компьютерное пособие на развитие зрительного внимания и ориентирования на плоскости.
Раздаточное: листы формата А-4 с деформированным текстом для каждого ребёнка; альбомные листы формата А-4 с заданием на развитие зрительного гнозиса и вычленения 4-го лишнего для каждого класса (3 шт.); альбомные листы формата А-4, фломастер и цветные карандаши для каждого ребёнка; карточки со словами; наклейки животных к панно для каждого ребёнка; тетради; ручки.
Звуковое и видео-сопровождение: Фонограммы: «Весёлая зарядка зверей»; «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!»
ИКТ: компьютер, магнитофон, интерактивная доска.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Слова, обозначающие предметы, отвечающие на вопрос КТО? (одушевлённые).
2. Неодушевлённые предметы.
3. Работа по сюжетной картинке.
4. Игра «Знаешь ли ты…»
5. Графический диктант.
6. Игра "Четвёртый лишний".
7. Слова, обозначающие действие предметов.
8. Обобщающие слова.
9. Развитие словаря.
10. Развитие пространственного ориентирования.
11. Графический диктант с элементами творчества.
II. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Приветствие. Корригирование эмоционального фона. Уточнение пространственно-временных представлений. Загадки о животных (садится тот, кто назовёт отгадку).
II. Основная часть.
1. Педагог: Сегодня на занятии мы вспомним слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия предметов, и научимся их различать. А помогут нам в этом разобраться разные животные – дикие и домашние.
Демонстрация картинок с заданием: Назовите - КТО это? (Медведь, заяц, волк, лошадь, лиса, свинья, корова, белка, ёж, бобр, собака).
Педагог: Поставьте вопрос к этим словам. Действительно ли все они отвечают на вопрос КТО? И называют животных? Как называются существительные, отвечающие на вопрос КТО? (Одушевлённые)
2. Педагог: Теперь вспомним и назовём жилища диких и домашних животных. (Берлога, кустик, логово, конюшня, нора, хлев, коровник, дупло, норка, хатка, будка). На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО) Как называются существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? (Неодушевлённые)
Работа на панно: игра «Рассели животных».
3. Работа по сюжетной картинке «Скотный двор»: назвать все предметы – одушевлённые и неодушевлённые; поставить к ним вопрос; определить животных на картинке – дикие или домашние?
4. Педагог: У всех животных есть их дальние родственники. Некоторые из них очень похожи, некоторые отличаются. Поможет нам лучше узнать их игра «Знаешь ли ты…»
5. Графический диктант в тетрадях: зелёная черта – одушевлённый предмет, синяя – неодушевлённый. (Слова: белка, коза, кустик, корова, берлога, кошка, мышь, конюшня, дупло, будка, хатка, медведь, лось, хлев, рысь, логово, нора, лиса, норка, собака, гнездо)
6. Работа над развитием зрительного гнозиса и мышления: вычленение 4-го лишнего. Ответы аргументировать.
7. Педагог: Перед вами карточки с надписями, какой звук издают животные. Давайте соберём их вместе. Поднимает карточку тот, у кого надпись соответствует названному животному. (Слова: лает, рычит, верещит, воет, хрюкает, мычит, ржёт, фырчит). На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАЕТ) Что они обозначают? (Действие предмета). Составим предложения с этими словами.
8. Работа с сюжетными картинками. Назвать действия и поставить к ним вопрос. (Заяц и медведь что делают? Играют в футбол. Они кто? Футболисты.)
Физкультминутка.
(Спортивный танец «Весёлая зарядка зверей»)
9. Работа с деформированным текстом.
1-ый класс: Допиши слова, отвечающие на вопрос КТО?
Ходит, жует, мычит …. Ходит, ржёт, жуёт …. Блеет, жует, ходит …. Разговаривает, бегает, работает …. Летает, клюёт, каркает …. Чирикает, клюёт, летает …. Клюёт, воркует, летает …. Мяукает, ходит, ловит …. Лает, кусает, охраняет …. Клюёт, кукарекает, ходит … .
2-ой класс: Подчеркните слова, обозначающие действие.
Прилетелиграчиискворцы. Заяцпрячетсяотлисы. Кукушкаподбросилаяйцо. Курыклюютзерно. Рыбкаплаваетвпруду. Наветкепоётсоловей. Собакаохраняетдом. Кошкалакаетмолоко. Медведьспитвберлоге. Бобрстроитхатку. Лосьбродитполесу. Белказапасаеторешки.
3-ий класс: Допиши слова, обозначающие действия.
Медведь полез за мёдом. Пчёлы медведя …. Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева …. Волк отправился на охоту. Волк добычу …. Кошка ловит мышь. Мышь от кошки …. Собака лает на кошку. Кошка от собаки …. (Слова: ужалили, упал, спасается, поймал, убегает)
Работа в тетрадях.
1) Записать только те слова, которые обозначают предметы. (Крот, бегает, клюёт, лает, собака, пищит, грызёт, мурлыкает, скулит, бегемот, воет, кусает, волк, гуляет).
2) Записать только те слова, которые обозначают действие предметов. (Носорог, жираф, лев, блеет, сова, жук, воробей, клюёт, змея, ласточка, шмель, жужжит, тявкает, муха, скворец, щука, кусает).
10. Работа на компьютерном тренажере по развитию ориентирования в пространстве.
11. Графический диктант с элементами творчества: изобразить ответ на загадку.
В серой шубке бегал летом,
А когда пошёл снежок,
Он надел перед рассветом
Белый-белый свитерок. (Заяц)
Поперёк крылечка лёг
Наш надёжный замок.
Он ни ночью, ни днём
Чужаков не пустит в дом. (Собака)
Под сугробом дом-домок,
Над сугробом дым-дымок.
Тише, тише, не шуметь -
До весны здесь спит. (Медведь)
Словно огненная стрелка
На сосне мелькнула. (Белка)
В тёплой шубе круглый год,
Не снимая, он живёт.
Из берёзы и осины
Строит на реке плотины. (Бобр)
Могуч, щетинист и клыкаст,
В обиду он себя не даст.
Два острых загнутых клыка
Его спасают от врага. (Кабан)
Другой бы спрятал пятачок
В кармашек или в кошелёк.
А он, чудак, тем пятачком
Копает землю под окном. (Поросёнок)
У цап-царапки четыре лапки.
А на макушке чуткие ушки.
Под покровом звёзд на крышу выходит
И страх на мышей наводит. (Кошка)
Подведение итогов.
Выставка детских работ по результатам графического диктанта.