Наталья Коршунова
Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР «Сад-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Совершенствование произносительной стороны речи, связной речи, лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные :
-Уточнить и систематизировать знания по теме «Сад-огород»;
- Расширить и активизировать словарь по данной теме;
- Усвоить употребление родительного падежа с предлогом ДЛЯ;
-Учить составлять сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО;
Публикация «Совершенствование лексико-грамматического строя речи, Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР „Сад-огород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Огород. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
-Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и существительные с прилагательными;
-Формировать навык образования относительных прилагательных;
-Закреплять умение выделять первый звук в слове;
2. Коррекционно - развивающие :
- Выработать целенаправленную прямую длительную воздушную струю;
-Автоматизировать произнесение поставленных звуков в словах;
-Развивать общую и мелкую моторику;
-Продолжать формировать фонематический слух;
- Продолжать развивать память и мышление;
3. Воспитательная:
-Воспитывать умение работать и играть в коллективе;
-Вызвать интерес к мультипликационным фильмам советских режиссёров
Оборудование и материалы: Видеопроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству обучающихся, доска магнитная, изображение сада и огорода, предметные картинки овощей и фруктов, магниты, карточки с цифрами 1, 3, 5;аудиозапись к физкультминутке и логоритмической игре, иллюстрация к афоризму, одуванчики, корзина с овощами и фруктами муляжами, картинки с изображением жёлтых и зелёных листочков, плоскостные изображения овощей и фруктов различного цвета, корзины.
ЦОР: Презентация в Power Point (17 слайдов)
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку: (слайд 1)
***
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Листья опадают, дожди поливают.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(осенью)
2. Повторение пройденного
-Осень это прекрасное время года! Ребята, скажите, а чем осенью радуют нас сады и огороды? (слайд 2)
( сады и огороды радуют нас: яблоками, апельсинами, морковью, помидорами, огурцами, и т. д.)
- Как одним словом мы назовём все овощи и фрукты, которые люди собирают с садов и огородов осенью) Воспитатель вносит корзину с овощами и фруктами – муляжами) - Урожай!
3. Развитие артикуляционной моторики
-Давайте мы, тоже соберё м урожай:
Овощи и фрукты
Вкусные продукты.
В огороде и в саду,
Для еды я их найду.
-Урожай у нас хорош!
Лучше в мире не найдёшь!
( под стихотворение и музыкальное сопровождение выполняется артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Ворота», «Чашечка», «Лошадка», «Часики
4. Постановка цели занятия
играет музыка – (слайд 3)
- Кажется к нам гости! Ребята, кто это? (почтальон Печкин).
-А откуда он к нам прибыл? (из деревни Простоквашино) А из какого мультфильма? (Трое из Простоквашино).
- Ребята, Почтальон Печкин принёс для нас телеграмму, я её вам прочитаю.
Телеграмма: «Дорогие ребята! Я, Матроскин, Шарик и Галчонок приглашаем вас в гости в деревню. …. Дядя Фёдор»
-Ребята, вы хотите отправиться в деревню Простоквашино? Там мы с вами сможем вспомнить, что растёт в садах и огородах и встретиться с героями мультфильма «Трое из Простоквашино». На протяжении всего занятия, вы постараетесь следить за правильным произношением звуков, которые научились правильно произносить. А полететь в деревню я предлагаю самым необычным способом: на одуванчиках.
(под музыку) 5. Развитие дыхания
Упражнение «Одуванчик» (слайд 4 (слайд 5)
Вот мы с вами и в деревне, вам понравилось лететь на одуванчиках?
6. Работа с предложениями (предлог ДЛЯ, союз ПОТОМУ-ЧТО)
(Слайд 6)-Ребята, Кто нас встречает? Дядя Фёдор просит нас помочь.
- Посмотрите на доску. Здесь вы видите изображение огорода и сада. Объясните, где, чей домик, (привожу пример, беру морковь: «Это домик для моркови, потому что морковь растёт в огороде на грядке»)
7. Согласование числительных с существительными
-Ребята, помогите Дяде Фёдору подружить цифры со словами, назовите столько овощей или фруктов, какую цифру вы увидите на карточке.
8. Согласование существительных с прилагательными
(слайд 7).
- Матроскин написал письмо родителям дяди Фёдора, но допустил в нём много ошибок. Помогите их исправить:
Помидор вкусный и сочнАЯ
Виноград сладкий и ароматнОЕ
Яблоко душистАЯ и красное
Огурец зелёнОЕ и длинный
9. Развитие общей моторики
Логоритмическая игра» Пугало». (слайд 8 (под музыку)
10. Знакомство с афоризмом
- Ребята, в нашем русском языке можно услышать такое выражение «ВОРОН СЧИТАЕТ» Как вы понимаете это выражение?
-Почему про Кота Матроскина можно сказать, что он считал ворон? (потому что был не внимателен и допустил много ошибок)
-А у нас на занятии кто – нибудь сегодня считает ворон или нет?
11. Развитие фонематического слуха
-Когда родители дяди Фёдора приезжают в гости в деревню, они все вместе любят играть в игру «Слушай внимательно». И мы в неё тоже поиграем. Я буду произносить много разных звуков, когда вы услышите звук С - поднимите зелёный листочек, а если услышите звук Ш - поднимите жёлтый листочек.
12. Развитие мелкой моторики
(слайд 9)Физкультминутка «Мы делили апельсин»
(10 слайд) (Когда говорится про волка)
13. Образование относительных прилагательных
(11 слайд)
-Шарик очень любит делать заготовки на зиму, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что приготовил Шарик:
(12 слайд)
(показываю одновременно банку и яблоко (яблочное варенье) Абрикос, Апельсин, Ананас.
(13 слайд)
Огурец и салатник (огуречный салат, Помидор, Свекла, морковь.
14. Звуковой анализ слов
(14слайд) - Галчонок приготовил для вас задание:
-Среди предложенных овощей и фруктов найдите те, названия которых начинаются со звука А.
- Проговори слово и длительно голосом выдели звук А.
- Юра, ты сейчас произносил букву или звук?
-Ребята, давайте вспомним правило, которое мы с вами выучили:
Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
-Ребята, посмотрите на доску, и скажите, что находится над лимоном, что находится справа от апельсина и т. д.
15. Развитие зрительного восприятия и памяти
-А теперь возьмите в руки свои фотоаппараты и сфотографируйте все картинки на доске. Закройте глаза, (слайд 15) откройте, скажите, какие фотографии остались в вашем фотоальбоме.
16. Итог занятия
-Ребята, нам пора возвращаться (встают из-за столов, подходят к взрослому и «улетают» в детский сад.
Мы с вами сегодня говорили о саде и огороде, об овощах и фруктах. Помогли героям мультфильма исправит ошибки, сварить компот, сделать салат и многое другое. (анализирует кто как следил за звукопроизношением)
17. Рефлексия
А теперь оцените свою работу на занятии.
Возьмите красный овощ или фрукт, если вы очень довольны собой на занятии.
Жёлтый - если работали хорошо, но могли работать ещё лучше.
Зелёный - если недовольны собой
(16слайд) А герои мультфильма «Трое из Простоквашино» Ждут с вами новых встреч!