Ирина Иванова
Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по повышению мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы и деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, сверстников, стремление быть первым, лучшим, возникает новый тип мотивации – произвольность поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по повышению мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе» размещена в разделах
Начало обучения в школе – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько ребенок подготовлен обучаться в школе, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. В роли интересов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.
Как подготовить ребенка к школе? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли учиться хорошо?
Эти и другие вопросы определили цель моей работы - подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
1. Формирование у детей положительного отношения к школе и установка на школьное обучение;
2. Развитие познавательных критериев, любознательности, широкого кругозора и запаса знаний, речи;
3. Подготовка мелкой моторики руки;
4. Повышение у детей самооценки, чувства уверенности в себе, своих возможностей;
5. Формирование коммуникативных навыков;
6. Формирование навыков произвольности поведения детей.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо :
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывать экскурсии в школы, беседы о школе, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать приходы детей-школьников (первоклассников) в детские сады.
4. Чтение рассказов и разучивание стихотворений из школьной тематики. Использовать загадки на школьную тему.
5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее».
6. Рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним. Рисование школы и игра в школу.
Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Анализ программ, предназначенных для подготовки детей к обучению в школе, свидетельствует о том, что большинство из них используют различные методы, такие как психогимнастика, игровые приемы и другое. В своей работе я использовала следующие методические приё мы:
1 Словесные и подвижные игры;
2 Психогимнастические этюды;
3 Рисование (тематическое и свободное);
4 Беседы и проблемные ситуации.
5 Тренинг мышечного расслабления.
Данные методы направлены не только на коррекцию и развитие мотивационной готовности детей к обучению в школе, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности работы по подготовке детей к обучению в школе является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием работа педагога-психолога реализуется в трё х направлениях:
1. Педагог-психолог – родители. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную и групповую работу с ними. А также организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и другое).
2. Педагог-психолог – педагоги группы. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Рекомендуется следующие формы работы с педагогами : индивидуальное и групповое консультирование по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей 6-7 лет и выработке единой стратегии воспитания; семинары-практикумы; тренинги; деловая игра; лекции, беседы. Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта.
3. Педагог-психолог – дети. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, с взрослыми.
Признаки психологической готовности к школе :
- желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива);
- широкий круг знаний об окружающем мире;
- способность к выполнению основных мыслительных операций;
- развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств;
- определенный уровень речевого и коммуникативного развития.