Елена Касьянова
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл игровых упражнений на развитие грамматического строя речи «Море в ладошках».
ЧАСТИ ТЕЛА Помоем куклу Таню
Развивать навыки образования форм множественного числа имён существительных.
Таз с тёплой водой, кукла – пупс, губка, полотенце.
В группу приходит Мойдодыр и приносит грязную куклу. Дети предлагают её помыть. Ребёнок моет, логопед задаёт вопросы детям:
Публикация «Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
-Света моет кукле что?
(щёки, руки, ноги, пятки, пальцы, ладони.)
Дети по очереди вытирают куклу и проговаривают свои действия:
- Я вытираю кукле ноги (руки, щёки, пальцы, ладони, пятки).
Прятки
Учить употреблять существительные единственного числа в родительном падеже с окончаниями -ы, -и.
Кукла, полотенце.
Логопед: «кукла хочет с вами поиграть в прятки». Закрывает полотенцем у куклы то одну, то другую части тела и задаёт вопросы детям: «чего нет?»
(нет руки, ноги, головы)
Купаем большую Машу и маленькую Машеньку
Учить практическому усвоению словообразования с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
2 таза с тёплой водой, 2 куклы (большую и маленькую,
2 губки Логопед обращает внимание детей, что одна кукла большая, другая маленькая, значит и части тела у неё маленькие. Даёт пример: «У Маши я мою руки, а у Машеньки – ручки».
Логопед приглашает к тазикам детей.
Кто что делает?
Учить образовывать и использовать в речи возвратные глаголы в единственном числе.
2 таза с водой, кукла, полотенце, расчёска, губка, мыло, мочалка. Один ребёнок выполняет действия с куклой, другой ребёнок - на себе. Остальные дети проговаривают действия вслух.
- Вика умывает куклу, а Саша умывается…
Самый чистый
Учить согласовывать местоимения «мой, моя» с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.
Таз, кувшин с водой.
Логопед льёт себе на руку из кувшина воду и гладит ребёнка по голове (имитируя мытьё головы). Логопед: Я помыла Коле голову. Коля. Чья голова чистая? (моя голова, мой носик, моя нога)
Логопед задаёт детям вопросы: Про какую часть тела Коля сказал моя? мой?
ПРЕДМЕТЫ ТУАЛЕТА
Чего не стало?
Развивать навыки образова-ния и употребления сущест-вительных ед. ч. в родитель-ном падеже с окончанием -а. Закреплять умение образо-вывать существительные с окончанием -ы, -и.
Полотенце, мыло, таз, расчёска, губка, мочалка, паста.
Перед детьми разложены туалетные принадлежности. Логопед по одному прячет эти предметы. Дети отвечают на вопрос «чего не стало? При этом правильно образовывая существительные.
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Что делает повар?
Познакомить практически с приставочными глаголами
Стаканы, кувшин, половник, тарелки, ковш, кастрюля с водой, поднос Логопед, наряженный в повара, показывает действия с водой (наливает, переливает, подливает, доливает, выливает, разливает, приносит, уносит).
Дети проговаривают вслух действия повара.
ПОСУДА
Мы посуду моем сами, помогаем нашей маме.
Упражнять детей в понимании и в употреблении предлогов
В, ИЗ, НА
Таз с водой, посуда, сушилка для посуды, губки. Ребёнок моет посуду. Логопед задаёт вопросы: Куда ты поставил тарелку? Из чего ты налил воду? На что положил чашку?.
ФРУКТЫ, ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла…
Учить согласовывать числительные «один – одна, два – две»
с существительными
5 морковок,
5 помидор,
5 груш,
5 яблок,
5 лимонов Хозяйка моет фрукты и овощи, а дети помогают ей их считать.
Какой, какая, какое?
Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже в числе и роде.
Разнообразные по цвету и форме фрукты и овощи.
Дети распределяют по двум кастрюлям фрукты и овощи, обговаривая их внешний вид.
(зелёная груша; большое красное яблоко)
ОСЕНЬ
Дождик.
Упражнять в согласовании числительных «один – одна, два – две»
с существительными
Пипетка, стаканы с водой и трубочки по количеству детей
Дети, играя с водой считают капельки и пузырьки.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Лебединое озеро
Учить понимать и активно употреблять конструкции с предлогами по, к, от, за (куда? где? за чем). Активизировать приставочные глаголы в речи, правильно употреблять грамматические формы глаголов
Таз с водой, оформленный под озеро, игрушечные лебеди.
Ребёнок выполняет игровые действия с игрушкой лебедем.
Логопед - после речевого образца, задаёт ребёнку вопросы (Никита, покажи, как отплывает лебедь от берега).
Логопед - детям: что сделал лебедь?
Усложнение:
Логопед показывает действия. А дети самостоятельно образуют приставочные глаголы.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Сколько птиц на пруду?
Закрепить понятие рода имён существительных в связи с числительными «один, одна, два, две»
Формировать умение различать оттеночные значения приставок в глаголах у-, при-, от-, на-, за-. пере-.
Таз с тёплой водой, муляжи и игрушки домашних птиц
Игровая ситуация: хозяйка выпустила гусей и уток на пруд поплавать.
Логопед: давайте посчитаем сколько птиц плавает в пруду.
Хозяйка подзывает к себе птиц.
Дети выполняют действия с игрушками и называют эти действия, используя приставочные глаголы.
Дадим водицы напиться птицам.
Продолжать развивать навыки образования имён существительных в родительном падеже множественного числа с окончанием -ов, -ёв, -ей и без окончания
Ведро с водой. Цветные тарелочки с изображением символов птиц (2 индюка,2 петуха, 2 гуся). Ковш, игрушки птиц.
Логопед раздаёт детям тарелочки с символами домашних птиц.
Дети наливают воду в миски, отбирают и ставят вокруг мисок птиц, которые изображены на тарелках.
Логопед задаёт вопросы детям:
Кого ты поишь? Кого поит Саша? И т. д.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Чрез мост перейдём, зверятам маму мы найдём
Развивать умение образовывать и употреблять суффиксы -онок, -ёнок, -ата, -ята в названии детёнышей животных
Тазик с водой оформленный под озеро, мостик, игрушки диких животных
Логопед рассказывает детям сказку о том, как потеряли детёныши своих родителей. И теперь, чтобы им встретится, нужно детёнышам перейти через речку по мостику. Дети называют и переводят по мастику детёнышей диких животных (лисёнок - лисята; волчонок – волчата.)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Кошки умываются, в гости собираются
Упражнять в образовании слов с увеличительным суффиксом -ищ
Таз с водой, полотенца, расчёска, 2 игрушки – кошки (большая и маленькая)
Логопед: поможем кошкам собраться в гости.
Дети моют большую и маленькую кошку, проговаривают свои действия, называя части тела кошек, используя суффиксы -ик, -ищ
(лапа – лапища, хвост – хвостик – хвостище.)
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
Подарки весеннего леса.
Упражнять практически в понимании и активном употреблении предлогов под, над, с, со, из. Учить образовывать относи-тельные прилагательные и согласовывать их с существительными им. падежа в роде и числе
Таз с тёплой водой. Природный материал: камушки, шишки, жёлуди, палочки, кора.
Дети рассматривают природный материал, делают предположения, будет ли предмет тонуть или плавать. Пускают образцы в воду и, наблюдая, проговаривают.
Логопед задаёт вопросы, направляя на образование относительных прилагательных (берёзовый, дубовый, шишка еловая).
ТРАНСПОРТ
Едет, летит, плывёт.
Познакомить с родовой принадлежностью имён существительных среднего рода.
Закреплять умение употреблять в речи предлог «без»
Тазик с водой, конструктор «лего», губка для мытья, карточки с разными видами транспорта по количеству детей.
Детям раздаются карточки с изображением какого-либо транспорта, для того чтобы ребёнок знал, что он будет собирать. Один ребёнок моет детали из «Лего» и достаёт деталь, задавая вопрос: Чьё колесо? Чьё крыло? Чья кабина?.
В каждом виде транспорта не хватает одной части. Логопед задаёт вопрос: Без чего корабль? Без чего самолёт?.