Получи документы

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой

Елена Касьянова
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой
▼ Скачать + Заказать документы

Цикл игровых упражнений на развитие грамматического строя речи «Море в ладошках».

ЧАСТИ ТЕЛА Помоем куклу Таню

Развивать навыки образования форм множественного числа имён существительных.

Таз с тёплой водой, кукла – пупс, губка, полотенце.

В группу приходит Мойдодыр и приносит грязную куклу. Дети предлагают её помыть. Ребёнок моет, логопед задаёт вопросы детям:

Публикация «Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой» размещена в разделах

-Света моет кукле что?

(щёки, руки, ноги, пятки, пальцы, ладони.)

Дети по очереди вытирают куклу и проговаривают свои действия:

- Я вытираю кукле ноги (руки, щёки, пальцы, ладони, пятки).

Прятки

Учить употреблять существительные единственного числа в родительном падеже с окончаниями -ы, -и.

Кукла, полотенце.

Логопед: «кукла хочет с вами поиграть в прятки». Закрывает полотенцем у куклы то одну, то другую части тела и задаёт вопросы детям: «чего нет?»

(нет руки, ноги, головы)

Купаем большую Машу и маленькую Машеньку

Учить практическому усвоению словообразования с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

2 таза с тёплой водой, 2 куклы (большую и маленькую,

2 губки Логопед обращает внимание детей, что одна кукла большая, другая маленькая, значит и части тела у неё маленькие. Даёт пример: «У Маши я мою руки, а у Машеньки – ручки».

Логопед приглашает к тазикам детей.

Кто что делает?

Учить образовывать и использовать в речи возвратные глаголы в единственном числе.

2 таза с водой, кукла, полотенце, расчёска, губка, мыло, мочалка. Один ребёнок выполняет действия с куклой, другой ребёнок - на себе. Остальные дети проговаривают действия вслух.

- Вика умывает куклу, а Саша умывается…

Самый чистый

Учить согласовывать местоимения «мой, моя» с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

Таз, кувшин с водой.

Логопед льёт себе на руку из кувшина воду и гладит ребёнка по голове (имитируя мытьё головы). Логопед: Я помыла Коле голову. Коля. Чья голова чистая? (моя голова, мой носик, моя нога)

Логопед задаёт детям вопросы: Про какую часть тела Коля сказал моя? мой?

ПРЕДМЕТЫ ТУАЛЕТА

Чего не стало?

Развивать навыки образова-ния и употребления сущест-вительных ед. ч. в родитель-ном падеже с окончанием -а. Закреплять умение образо-вывать существительные с окончанием -ы, -и.

Полотенце, мыло, таз, расчёска, губка, мочалка, паста.

Перед детьми разложены туалетные принадлежности. Логопед по одному прячет эти предметы. Дети отвечают на вопрос «чего не стало? При этом правильно образовывая существительные.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Что делает повар?

Познакомить практически с приставочными глаголами

Стаканы, кувшин, половник, тарелки, ковш, кастрюля с водой, поднос Логопед, наряженный в повара, показывает действия с водой (наливает, переливает, подливает, доливает, выливает, разливает, приносит, уносит).

Дети проговаривают вслух действия повара.

ПОСУДА

Мы посуду моем сами, помогаем нашей маме.

Упражнять детей в понимании и в употреблении предлогов

В, ИЗ, НА

Таз с водой, посуда, сушилка для посуды, губки. Ребёнок моет посуду. Логопед задаёт вопросы: Куда ты поставил тарелку? Из чего ты налил воду? На что положил чашку?.

ФРУКТЫ, ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла…

Учить согласовывать числительные «один – одна, два – две»

с существительными

5 морковок,

5 помидор,

5 груш,

5 яблок,

5 лимонов Хозяйка моет фрукты и овощи, а дети помогают ей их считать.

Какой, какая, какое?

Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже в числе и роде.

Разнообразные по цвету и форме фрукты и овощи.

Дети распределяют по двум кастрюлям фрукты и овощи, обговаривая их внешний вид.

(зелёная груша; большое красное яблоко)

ОСЕНЬ

Дождик.

Упражнять в согласовании числительных «один – одна, два – две»

с существительными

Пипетка, стаканы с водой и трубочки по количеству детей

Дети, играя с водой считают капельки и пузырьки.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Лебединое озеро

Учить понимать и активно употреблять конструкции с предлогами по, к, от, за (куда? где? за чем). Активизировать приставочные глаголы в речи, правильно употреблять грамматические формы глаголов

Таз с водой, оформленный под озеро, игрушечные лебеди.

Ребёнок выполняет игровые действия с игрушкой лебедем.

Логопед - после речевого образца, задаёт ребёнку вопросы (Никита, покажи, как отплывает лебедь от берега).

Логопед - детям: что сделал лебедь?

Усложнение:

Логопед показывает действия. А дети самостоятельно образуют приставочные глаголы.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Сколько птиц на пруду?

Закрепить понятие рода имён существительных в связи с числительными «один, одна, два, две»

Формировать умение различать оттеночные значения приставок в глаголах у-, при-, от-, на-, за-. пере-.

Таз с тёплой водой, муляжи и игрушки домашних птиц

Игровая ситуация: хозяйка выпустила гусей и уток на пруд поплавать.

Логопед: давайте посчитаем сколько птиц плавает в пруду.

Хозяйка подзывает к себе птиц.

Дети выполняют действия с игрушками и называют эти действия, используя приставочные глаголы.

Дадим водицы напиться птицам.

Продолжать развивать навыки образования имён существительных в родительном падеже множественного числа с окончанием -ов, -ёв, -ей и без окончания

Ведро с водой. Цветные тарелочки с изображением символов птиц (2 индюка,2 петуха, 2 гуся). Ковш, игрушки птиц.

Логопед раздаёт детям тарелочки с символами домашних птиц.

Дети наливают воду в миски, отбирают и ставят вокруг мисок птиц, которые изображены на тарелках.

Логопед задаёт вопросы детям:

Кого ты поишь? Кого поит Саша? И т. д.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чрез мост перейдём, зверятам маму мы найдём

Развивать умение образовывать и употреблять суффиксы -онок, -ёнок, -ата, -ята в названии детёнышей животных

Тазик с водой оформленный под озеро, мостик, игрушки диких животных

Логопед рассказывает детям сказку о том, как потеряли детёныши своих родителей. И теперь, чтобы им встретится, нужно детёнышам перейти через речку по мостику. Дети называют и переводят по мастику детёнышей диких животных (лисёнок - лисята; волчонок – волчата.)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошки умываются, в гости собираются

Упражнять в образовании слов с увеличительным суффиксом -ищ

Таз с водой, полотенца, расчёска, 2 игрушки – кошки (большая и маленькая)

Логопед: поможем кошкам собраться в гости.

Дети моют большую и маленькую кошку, проговаривают свои действия, называя части тела кошек, используя суффиксы -ик, -ищ

(лапа – лапища, хвост – хвостик – хвостище.)

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

Подарки весеннего леса.

Упражнять практически в понимании и активном употреблении предлогов под, над, с, со, из. Учить образовывать относи-тельные прилагательные и согласовывать их с существительными им. падежа в роде и числе

Таз с тёплой водой. Природный материал: камушки, шишки, жёлуди, палочки, кора.

Дети рассматривают природный материал, делают предположения, будет ли предмет тонуть или плавать. Пускают образцы в воду и, наблюдая, проговаривают.

Логопед задаёт вопросы, направляя на образование относительных прилагательных (берёзовый, дубовый, шишка еловая).

ТРАНСПОРТ

Едет, летит, плывёт.

Познакомить с родовой принадлежностью имён существительных среднего рода.

Закреплять умение употреблять в речи предлог «без»

Тазик с водой, конструктор «лего», губка для мытья, карточки с разными видами транспорта по количеству детей.

Детям раздаются карточки с изображением какого-либо транспорта, для того чтобы ребёнок знал, что он будет собирать. Один ребёнок моет детали из «Лего» и достаёт деталь, задавая вопрос: Чьё колесо? Чьё крыло? Чья кабина?.

В каждом виде транспорта не хватает одной части. Логопед задаёт вопрос: Без чего корабль? Без чего самолёт?.

Публикации по теме:

Использование пособия «Волшебные круги» для развития лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие и домашние животные».Использование пособия «Волшебные круги» для развития лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие и домашние животные». Характерной особенностью речи детей с ОНР является бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. Ведущей деятельностью детей.

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 13:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой» (включая файлы) размещена пользователем Елена Касьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД