Анюта Титслова
Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
1. Части тела (лица)
«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Блинчик», «Орехи»
Сущ. : части лица и тела
Глаголы: тянуть, прятаться, запирать, открывать, стоять
Прил. : правый-левый, нижний-верхний, боковой, робкий, сильный-слабый, большой, ровный
Развитие грамматического строя:
1) согласование прилагательных с числительными
2) согласование прилагательных с существительными
3) согласование притяжательных местоимений с существительными: мой ротик, мои зубы
Публикация «Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
4) употребление множественного числа существительных: зубы, губы
2. Игрушки
«Шар», «Лопатка», «Барабан», «Лошадка», Игрушечная посуда: «Чашка», «Тарелка»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : названия игрушек (лопатка, тарелка, шар, лошадка, барабан)
Глаголы: пить, копать, играть, ехать
Прил. : большой-маленький, красивый, глубокий
Развитие грамматического строя:
1) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: лопатка, чашечка
2) образование притяжательных прилагательных: моя тарелка, мой барабан
3) согласование существительных с числительными: одна чашечка, две чашечки.
3. Семья
«У бабушки и дедушки»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : бабушка, дедушка, внуки
Глаголы: потянулись, проснулись, поставим, прикусим, оближем, дружим, улыбнулись
Прил. : толстые-худые, верхние-нижние, вкусный
Наречия: вправо-влево, внутри- снаружи
Развитие грамматического строя:
1) образование относительных прилагательных: малиновое, персиковое, клубничное
2) употребелние глаголов в изъявительном наклонении: потянулись, улыбнулись
3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: блинчик, губки, зубки.
4. Овощи
- широко открывать рот
- жевательные движения
-надувание щек
- «Качели»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : помидор, огурец, морковь, суп, овощи
Глаголы: срывать, собирать, откусывать, класть, поливать, срезать
Развитие грамматического строя:
1) согласование существительных с числительными: один помидор, два помидора
2) изменение глаголов по лицам: я жую, мама жует, мама с папой жуют.
5. Фрукты
- широко открыть рот
- поглаживание языка: пя-пя-пя
- покусывание языка: та-та-та
- «Вкусное варенье»
- «Чашечка»
- поднятие языка кверху
Развитие лексического запаса:
Сущ. : фрукты, сок, варенье
Глаголы: собирать, есть, облизывать, мыть, поливать, срывать, класть, варить
Прил. : вкусный, сладкий-кислый, большой-маленький, верхний-нижний
Наречие: наверху, внизу, быстро-медленно
Развитие грамматического строя:
1) согласование существительных с числительными: один лимон, два лимона
2)образование притяжательных прилагательных: апельсиновый сок
3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: яблочко, лимончик.
6. Сад-огород
- широко открыть рот
- поглаживание языка: пя-пя-пя
- покусывание языка: та-та-та
- «Вкусное варенье»
- «Чашечка»
- поднятие языка кверху
- жевательные движения
-надувание щек
- «Качели»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : фрукты, варенье, сок, суп, овощи
Глаголы: срывать, собирать, откусывать, класть, поливать, срезать
Прил. : вкусный, сладкий-кислый, большой-маленький, верхний-нижний
Наречие: наверху, внизу, быстро-медленно
Развитие грамматического строя:
1) согласование существительных с числительными
2)образование притяжательных прилагательных: апельсиновый сок, овощной суп
3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: яблочко, морковка
7. Продукты питания
«Чашечка», «Вкусное варенье», «Орехи», «Киска лакает молоко (сметану)» «Блинчик», «Месим тесто»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : продукты питания
Глаголы: лакать, пить, есть, слизывать, облизывать, жарить, варить, готовить, мыть, мять, жать
Прил. : вкусный, сладкий, большой-маленький, малиновое, клубничное
Развитие грамматического строя:
1) согласование существительных с числительными
2) согласование прилагательных с существительными
3) образование относительных прилагательных
4) употребление глаголов 2 лица множественного числа настоящего времени (мнём, жмём)
8. Инструменты
«Дудочка», «Гармонь», «Барабан», «Лопата», «Грабли», «Молоток»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : инструменты – рабочие и музыкальные
Глаголы: играть, отпускать, открывать, повторять, тянуть, отдыхать
Прил. : широкий, гладкий, веселый, звонкий
Развитие грамматического строя:
1) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением
2) употребление глаголов 2 лица множественного числа
3) употребление предлогов
9. Профессии
«Маляр», «Дворник», «Артист цирка», «Фокусник», «Футболист», «Наездник» (лошадка, «Пулеметчик»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : маляр, артист цирка, дворник, фокусник, футболист, наездник, пулеметчик
Глаголы: красить, подметать, качаться, показывать, забивать, дуть, скакать, стрелять
Прил. : быстрый-медленный, чистый, звонкий, темный
Развитие грамматического строя:
1) согласование существительных с числительными
2) согласование прилагательных с существительными
3) употребление глаголов прошедшего времени мужского и женского рода
4) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением
10. Животные и птицы
Сказка «Зоопарк»
Развитие лексического запаса:
Сущ. : лягушка, бегемот, лошадка, хоботок, индюк, змея, кот, дятел
Глаголы: увидеть, идти, стоять, говорить, отпускать, возвращать, открывать, закрывать
Прил. : веселый, звонкий, громкий
Развитие грамматического строя:
1) употребление приставочных глаголов
2) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением
3) употребление существительных во множественном числе
4) употребление притяжательных прилагательных