Уьун Ньургууна
Коррекция речевых недостатков у детей дошкольного возраста посредством личностно-ориентированного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольников.
Анализ литературных источников показывает, что в целях контроля результатов воспитания и обучения элементы педагогической диагностики применялись во всех педагогических системах с древнейших времен до наших дней.
Публикация «Коррекция речевых недостатков у детей дошкольного возраста посредством личностно-ориентированного подхода» размещена в разделах
Проблема индивидуального подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна на современном этапе, и как показывает практика, с каждым годом число практически не говорящих малышей не сокращается, а возрастает, а потому необходима ранняя, своевременная и комплексная диагностика, дающая полную картину речевого и психического развития ребенка.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. Помимо этого часто встречается задержка развития психических процессов, как вторичное осложнение речевой патологии. Чтобы правильно определить направления коррекционной деятельности, необходимо соблюдать главный фактор диагностики - анализ речевого нарушения, целью которого является выяснение структуры дефекта. Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Анализ речевых нарушений позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике речевых расстройств.
2 Комплексное взаимодействие специалистов ДОУ
по вопросам коррекции речи.
Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми- логопатами, что так же является одним из путей реализации личностно-ориентированного подхода.
Учитель-логопед выполняет основные задачи: коррекция речевых недостатков, лексики, грамматики, то есть всего того, что выявится при диагностике. Основной целью в условиях логопункта, когда число обслуживаемых детей возросло, является коррекция звукопроизношения. Здесь наиболее ярко проявляются возможности индивидуального подхода к ребенку. В ряде исследований показано, что от момента появления того или иного звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30-45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще прежнего, а через некоторое время он теснит его по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения нового звука и прежнего. Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Рау выделяются три способа: по подражанию (имитативный, с механической помощью и смешанный.
Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую найти звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные [р] и [рь], а также [л], аффрикаты [ч] и [ц], заднеязычные [к],[г],[х] более успешно ставятся другими способами.
Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук: например, ребенок произносит несколько раз слог [СА], логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например, поднять кончик языка (в тех случаях, если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводиться в дальнейшем без механической помощи.
У многих детей очень слабо развиты мышцы языка и поэтому они не могут удержать нужную для артикуляции позу, например, при постановке звука [ш] - язык занимает нижнее положение, тогда для тренировки мышц использую упражнение, при котором ребенок произносит многократно звук [т] и, удерживая язык в верхнем позиции, переходит на звук [ш], получается [тш-тш-тш], в дальнейшем добиваюсь долгого звучания [ш-ш-ш-ш. ].
Во время диагностики речевых умений и навыков дошкольников, обращает на себя внимание большое количество детей, имеющих грамматические нарушения. В условиях логопункта, когда фронтальные занятия по развитию лексико-грамматических категорий не проводятся, восполнить данный пробел возможно лишь индивидуально и при участии и заинтересованности родителей. Игры и игровые упражнения, устраняющие недостатки грамматического строя, подбираю с максимальным использованием в них отработанного звука. С этой целью разработала методическое пособие, включающее в себя логопедические игры на автоматизацию звуков и преодоление лексико-грамматических пробелов речи, которые могут использовать логопеды на своих занятиях, воспитатели во время коррекционной работы, а также родители, закрепляя речевые умения дома. Таким же образом происходит развитие связной речи. Материал для пересказа или составления рассказов должен содержать корригируемый звук, так он автоматизируется, а попутно устраняются недостатки формирования связной речи.
Особая роль в коррекционном процессе отводится воспитателю. Он является посредником между логопедом и родителями и помогает осуществить педагогический процесс, совместно с логопедом создавая коррекционно-развивающую среду.
Взаимодействие специалистов ДОУ предусматривает тесное сотрудничество медицинского персонала, инструктора по физвоспитанию, при наличии, музыкального работника, и обязательно педагога-психолога, который помогает логопеду корригировать сопутствующие недостатки развития психических процессов у детей-логопатов. Модель взаимодействия специалистов ДОУ, на мой взгляд, выглядит следующим образом.
Родители, или лица их заменяющие
Прямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 17Прямая соединительная линия 16
учитель-логопед
медицинский персонал
воспитатели
hello_html_34006fc7.gif
инструктор физвоспитания
музыкальный руководитель
педагог-психолог
Прямая соединительная линия 10Прямая соединительная линия 11
Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 9
Прямая соединительная линия 2Прямая соединительная линия 3Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 5
ПМПк
Программа сопровождения
Делая вывод, можно сказать, что именно тесное взаимодействие всех участников коррекционного процесса, а также «обратная связь» помогает достичь положительных результатов в педагогической деятельности по воспитанию личности ребенка, готового к школьному обучению.
2.3 Создание логопедической среды в условиях логопункта в ДОУ.
Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Коррекционно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды деятельности детей, но и является своеобразной формой познания окружающего. Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр ее возможностей и направить их усилия на использование отдельных ее элементов. Логопункт сам по себе является коррекционной средой для детей- логопатов, но большую часть времени они проводят в группе. Именно там необходимо создать дополнительное коррекционное пространство, обеспечивающее устранение речевых недостатков. Это может быть небольшой уголок - «Островок правильной речи», с обязательным наличием в нем простого логопедического оборудования (зеркала, а также картинок- схем артикуляционной гимнастики, логопедических игр на автоматизацию звуков, на развитие лексико-грамматических категорий и др. Воспитатель может организовать деятельность детей в уголке, а также они могут самостоятельно проявлять инициативу. Задача логопеда - обновлять дидактический материал, тем самым активизируя проявления речевых умений и навыков дошкольников.
Таким образом, проектирование коррекционно-развивающей логопедической среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
предоставления права и свободы выбора;
создания условий для успешного закрепления и использования в разных ситуациях сформированных речевых навыков и умений.
2.4 Отношения «логопед - семья» как основной фактор успешной результативности коррекционной деятельности.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в коррекционновоспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного года.
После обследования детей индивидуально беседую по возможности с каждым родителем. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу провожу тактично, ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все - логопед, воспитатели, родители, имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие ДОУ и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу коррекционного курса он будет подготовлен к усвоению школьной программы.
Сентябрь - это месяц сбора данных и обработки результатов диагностического этапа, а также налаживания взаимодействия и сотрудничества между родителями и специалистами ДОУ. В начале октября совместно с воспитателями проводим первое родительское собрание, на котором рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с индивидуальной программой сопровождения ребенка. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновываю необходимость логопедической работы (рассказываю о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи.
Стараюсь не употреблять такие термины, как «дефект речи», «недостаток», «нарушение», заменяю их на более нейтральные («трудности», «проблемы»). Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей. Одним из эффективных средств сотрудничества с родителями является их участие в индивидуальных занятиях. Из пассивных зрителей они превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результаты: родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий. Использую и наглядные папки- передвижки на темы: «Вам поможет логопед», «Чему мы научились», «Задание на дом». Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами коррекционного курса, с методами и приемами работы с детьми.
Перед вторым (итоговым) родительским собранием провожу анкетирование, позволяющее уточнить уровень наблюдательности родителей (Приложение №6). Заключительное собрание проходит в апреле, где речь идет об итогах логопедической работы с детьми за год, информирую о деятельности ПМПк и даю рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения (все звуки к концу года поставлены и автоматизированы, по профилактике нарушений звукопроизношения.
Опыт показывает, работа с родителями детей, имеющих нарушения речи, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики и проводится систематически и только с ориентиром на индивидуальность ребенка и самих членов семьи.
Таким образом, отобранные в соответствии с потребностями коррекционного процесса формы организации, а также методы и приемы логопедического воздействия позволяют эффективнее проводить работу в данном направлении, добиваясь хороших результатов в устранении речевых нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выражая основную мысль своей работы по самообобщению, хочется отметить, что в современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой, в деле преодоления у них связанной с этим в дальнейшем неуспеваемости в школе, является логопед дошкольного учреждения, способный своевременно оказать квалифицированную помощь, а также предупредить их возникновение.
В период подготовки к школьному обучению каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. В условиях дошкольного логопункта, когда основная доля коррекционного воздействия возлагается на логопеда и родителей, недопустимо промедление данного процесса. Ведь и наукой, и практикой уже давно и совершенно бесспорно доказано, что чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть и тем менее он будет способен оказать свое негативное влияние на дальнейший ход речевого развития ребенка. Поэтому так важна ранняя и комплексная диагностика детей младшего дошкольного возраста, которую осуществляю в своей работе. О результатах обязательно сообщаю родителям, что дает им возможность своевременно предпринять соответствующие лечебно-профилактические меры по развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся анатомических дефектов, что в дальнейшем существенно облегчает логопедический процесс исправления речевых умений и навыков. К сожалению, не всегда можно найти отклик и понимание ситуации со стороны родителей, причины которых я вижу: во-первых, в погоне за материальным благосостоянием, когда проблемы развития детей отходят на второй план; во-вторых, в логопедической безграмотности родителей и других членов семьи; в-третьих, в низком уровне материального существования семьи, когда рады бы помочь своему ребенку, да нет финансовой возможности. Если две первые причины можно исправить, призывая родителей обратить внимание на проблемы в развитии их ребенка, консультируя по вопросам возникновения и преодоления уже существующих дефектов (о чем и говорилось в данной работе, то решить вопрос материальных затрат на лечение детей - это в компетенции государственных служб, ведомств и правительства.
Со стороны педагогической деятельности, организованной в дошкольном образовательном учреждении, помощь ребенку осуществляется всеми специалистами комплексно и систематически. Вместе с воспитателями организуем коррекционно-развивающую среду, позволяющую ребенку самостоятельно закреплять речевые умения, проявлять способности к самоконтролю, самокорекции и саморазвитию. Используемое в коррекционной работе методическое пособие, содержащее логопедические игры и упражнения, требует дальнейшего расширения и совершенствования.
Еще одним шагом на пути преодоления речевых недостатков у дошкольников, повышения мотивации к данному процессу является его компьютеризация. К сожалению, это еще одна из проблем, стоящих перед логопедами ДОУ, и решаемая только органами власти, в ведении которых находится дошкольный логопункт.
Успешность коррекционного процесса зависит от нескольких факторов:
начинать коррекцию патологических форм нарушений звукопроизношения следует не в старшой и подготовительной группах, а значительно раньше, пока дефект менее закреплен, а значит легче поддается логопедическому воздействию, и пока на его основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения, в противном случае вместо одного нарушения придется устранять уже два или три;
к коррекционной работе нужно возможно шире привлекать родителей, давая им необходимые консультации и отсылая к соответствующей специально для них написанной популярной литературе, тоже самое относится и к воспитателям;
использовать в работе новые образовательные технологии, а также современные технические средства обучения, позволяющие индивидуализировать процесс коррекции речи и способствующие положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий.
Все эти «мероприятия» существенно изменят ситуацию коррекционного процесса к лучшему и позволят большинству детей избежать многих проблем школьного обучения. А более конкретный результат их применения мы сможем наблюдать в перспективе.