Токбаева Дана Муаедовна
Коррекция недостатков речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г, каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях дополнительного образования диктует время.
Публикация «Коррекция недостатков речевого развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2024
Огромное значение в программе придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основная задача программы – развитие познавательных, двигательных, эстетических способностей дошкольников. Она реализуется через развитие :
1. Артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, виды логопедического массажа)
2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;
3. Формирования навыков учебной деятельности (умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).
4. Широко используются различные виды деятельности, где речь сочетается с движениями.
Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом.
• Принцип доступности:
- соответствие возрастным особенностям
• Дидактические принципы:
- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошо известного к неизвестному);
- принцип индивидуализации и гуманизма.
• Специфические принципы:
- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет
- принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.
• Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка. Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально-волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
Цели программы:
1. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников.
2. Выработка качественных, полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные.
3. Организация коррекционно-развивающего процесса по исправлению звукопроизносительной стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Структура программы.
Вся логопедическая работа осуществляется в 3– х направлениях:
1-диагностическое;
2-коррекционное;
3-профиллактическое;
Содержание программы:
I. Диагностическое
– Направление с целью построения системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам.
- Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец учебного года
- Определения уровня готовности ребёнка к школе и оценка эффективности коррекционного воздействия.
Диагностика включает:
• мониторинг речевых нарушений старших дошкольников;
• методика обследования речи на начало года;
• диагностика речевого развития на конец года.
Форма проведения - индивидуальная.
II. Коррекционное направление
Проводится учителем – логопедом:
1. система индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения - (дислалия, стёртая дизартрия, ФФНР);
2. система логопедической работы по формированию графо – моторных навыков у дошкольников
Формы работы:
индивидуальные занятия.
Методы:
словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под руководством логопеда.
Методические рекомендации:
- Коррекционное обучение проводится по основным направлениям :
- развитие слухового внимания;
- развитие сенсомоторных навыков;
- формирование кинестеческой основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия;)
- развитие игровой деятельности. ;
Требования к проведению занятий:
-добровольное участие детей;
- продолжительность занятий -15-25 минут.
- регулярность занятий по коррекции звукопроизношения –3-5 раз в неделю.
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении. Педагогические требования распространяются на все индивидуальные занятия. Логопедическая программа спланирована в тесном контакте с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. 2005г.
Где основным фундаментом реализации педагогических целей можно назвать речевое развитие ребёнка.
Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов:
Подготовка ребёнка
Задачи: вызвать интерес к логопедическим занятиям;
1- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия
2- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;
3- овладение пальчиковой гимнастикой;
I. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
1- устранение дефектного произношения;
2- умение дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
3- формирование умений и навыков пользования исправленной, фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе :
а) постановка звуков в последовательности:
- свистящие - [С] [З][С’][З’]
- шипящие – [Ш]
- сонор – [Л]
- шипящие – [Ж]
- сонор – [Р][Р’]
- шипящие – [Ч] ][Щ]
Способ постановки смешанный.
б) автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях.
в) дифференциация звуков;
г) автоматизация звуков в спонтанной речи;
III. .Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Сотрудничество с родителями осуществляется через:
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
Уже к концу учебного года дети должны уметь:
-правильно произносить все гласные и согласные звуки в слогах, словах и спонтанной речи.
- различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные звуки;
- дифференцировать согласные звуки по глухости, звонкости, твёрдости и мягкости.
- уметь выделять звук из слов;
- уметь проводить фонематический анализ слов;
- правильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;
- отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту;
- строить грамматически правильные высказывания;
-понимать предметно – содержательную сторону высказывания;
- работать в коллективе, свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
Программе сопутствует собирание, накопление, изготовление и систематизация наглядного и дидактического материала.
Основные направления Содержание Сроки
I Работа
с детьми
диагностическое направление
Коррекционно-развивающее
направление 1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей старших и подготовительных групп)
2. Составление циклограммы деятельности.
3. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование
4. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
5. Проведение индивидуальных логопедических занятий по формированию правильного звукопроизношения и связной речи.
II Работа
с педагогами
Консультативное направление 1. Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.
2. Консультация для воспитателей
3. Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия, определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.
III Работа
с родителями 1. Анкетирование родителей
2. Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)
3. Проведение консультаций на родительских собраниях
4. Информационные стенды