Юлия Семенова
Консультация воспитателя старшей группы «Настольный театр своими руками»
▼ Скачать +Заказ
Настольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Настольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребенка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.
Публикация «Консультация воспитателя старшей группы „Настольный театр своими руками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Настольный театр
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Даже самому замечательному ребёнку надоедают все его игрушки, книжки, пазлы и хочется чего-то новенького, интересного и необычного, а именно того, где он мог бы проявить своё творчество, свой талант, свою индивидуальность ; «примерить» на себя разные роли (актёра, режиссера, костюмера, ведущего и т. д., самому придумать игру, персонажей, сюжет и т. д. Если дать возможность детям реализовать всё это, то это поможет Вам воспитывать, развивать, обучать тем качествам, умениям, навыкам, которые очень важны в жизни ребёнка, а именно:
• воспитывать : любовь к природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь её богатство; уважение друг к другу и взаимопонимание;
• развивать: смелость, решительность, целеустремлённость, уверенность в себе, инициативность и самостоятельность; творчество, артистизм; речевые и умственные способности, а также мелкую моторику рук;
• обучать: счёту (количество героев, игроков, цветов на поляне, яблок на дереве и т. п.); умению выделять высоту, ширину, длину предметов; различать понятия выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, цвета и формы, времена года, время (утро, обед, вечер, ночь) и т. д.
Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, например, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки».
История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах. И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек или что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру— театру на столе, к настольному театру.
Настольный театр и его куклы в числе еще нескольких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от театров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не смешивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.). Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра:
кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка, кукольный домики т. д., главное в этом театре – куклы : куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют простое устройство, а иногда не имеют никакого специального устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет в данный момент.
Чаще всего используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами определяют их образы, создают героев к определенным сказкам, другим произведениям. При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, поролон, картон, природный материал).
Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.
1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.
2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, на которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т. д.
3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые — особенно мягкие и др., игрушки из природного материала; объемные поделки из бумаги, поролона и др.
Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей - туловище, голова, руки, ноги (у животных – лапы).
Передвигаются фигурки в настольном театре по-разному : с помощью только рук кукловода, с помощью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору или в качестве опоры может служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изображением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объемные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.
Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т. е. кукловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод организует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном – на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (или почти незаметным, если спектакль настольного театра будет оформлен с применением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках, сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, прикрепленной к фигурке сверху или сзади).
Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально – от мини-театрализованной игры одного ребенка до специального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей. Настольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопровождая действия хоровым или индивидуальным
декламированнием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное —взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесением слов героев может идти комментарий их действий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.
При подготовке спектаклей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом.
Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый,— по мотивам народных сказок «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух», «Заячья избушка» и др.
При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей больше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными
звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Давайте рассмотрим несколько оригинальных способов изготовления кукол для настольного кукольного театра.
«Настольный театр мягкой игрушки на пластиковой бутылке»
Для изготовления куклы вам потребуются:
• Литровая пластиковая бутылка квадратного сечения с устойчивым донышком высотой 20 – 25 сантиметров, которая является туловищем будущей игрушки.
• Кусок проволоки в оплете изогнутой в форме ручки и закрепленной на задней части бутылки. За эту ручку ребенок будет держать куклу и управлять ею.
• Сшитая по выкройке голова куклы, которую надевают на горлышко бутылки и закрепляют.
• Костюм куклы шьется по выкройке.
• Лента, которую завязывают бантом на шее игрушки, объединяя все детали в единое целое
«Настольный театр конусных кукол»
Для изготовления игрушек конической формы вам потребуется:
• Плотный картон. С помощью циркуля рисуется круг, вырезается и разрезается по полам – в результате получается два полукруга, каждый полукруг сворачивается в конус, закрепляется степпером или склеивается. Туловище куклы готово.
• Кусок проволоки в оплете изогнутой в форме ручки, которая крепится к фигурке, или вырезается ручка из склеенного картона и прикрепляется степлером.
• Костюм, выполненный из ткани, меха или пряжи. Костюм можно украсить тесьмой, лентами, пуговицами. Предварительно в рукава костюма вшиваются руки куклы, изготовленные из ткани в виде рукавичек, набитых синтепоном.
• Головку куклы можно сделать из картонного конуса, цилиндра, куба, шара. Для этого подойдут коробочки различных форм и размеров. Их обтягивают тканью, украшают фетром, кожей, нитками, веревкой, мочалкой, мелкими пуговицами, бусинками.
• Вместо картонных коробочек можно изготовить головки кукол из папье – маше. В начале лепим из пластилина модель нужной формы и размера. Затем обклеиваем кусочками бумаги по технике папье – маше. Готовую головку куклы грунтуем и расписываем водоимульсионными красками, покрываем несколькими слоями лака.
• Конусные настольные куклы также можно изготовить только из цветного картона и украсить
аппликацией.
Предлагаю так же небольшой мастер-класс по созданию настольного театра своими руками в совместной деятельность с воспитанниками.
Мастер-класс будет интересен педагогам, работающим с детьми всех возрастных групп детского сада.
Назначение.
Пополнение театрального уголка группы новыми персонажами для настольного театра.
Цель.
Изготовление фигурок для настольного театра из бумаги своими руками.
Задачи.
-Вызвать у детей интерес к созданию персонажей для настольного театра своими руками, заинтересовать этим видом театра
-Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение
-Активизировать в речи детей названия цветов
-Стимулировать процесс воспроизведения образов в памяти
Материалы.
Альбомные листы, цветная бумага, фигурный дырокол, гуашь, фломастеры, кисточки, баночки для воды, клей-карандаш, нитки жёлтого цвета, картинки зверей, распечатанные на принтере из интернета (можно использовать рисунки)
Ход работы.
Из альбомного листа вырезаем круг, делим его пополам.
На этих половинках дети рисую «платья» будущим персонажам – украшают кружочками, полосочками (можно однотонно, всё по желанию детей)
Далее педагог вырезает картинки животных, необходимых для театра (головы). Старшие дети могут сделать эту работу самостоятельно.
Когда краска высохнет склеиваем полукруг, тем самым получив конус, к которому и приклеиваем головки персонажей.
Наряду с фигурками животных делаем бумажную куколку. Для этого вырезаем небольшой круг из альбомного листа, на котором ребёнок рисует лицо, а педагог из ниток жёлтого цвета сплетает косу и приклеивает сверху. Для куколки малыши делают платье из цветной бумаги, а украшают его цветами, сделанными с помощью дырокола.
В итоге получатся замечательные фигурки для тетра, сделанные руками малышей, вернее в совместном творчестве с педагогом, но от этого не менее значимые для детей.
Как и любую деятельность детей необходимо замотивировать. Перед тем, как дети займутся изготовлением будущих героев можно показать детям магазинные фигурки, объяснить, что взрослые очень сильно постарались, и сделали вот такие замечательные фигурки для настольного театра, но оказывается не только они могут делать героев сказок, но и малыши могут стать настоящими мастерами-художниками, сделать театр своими руками. Сделать его, конечно, не совсем просто, но если захотеть и сильно постараться, то обязательно всё получится. А малыши самые умелые, рукодельные и трудолюбивые, которым всё по плечу.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.