Татьяна Герасим
Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей с детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте личность ребенка формируется особенно стремительно, поэтому то, что будет заложено в него в этот период, повлияет и на дальнейшую жизнь. Задача сотрудников дошкольного учреждения – подготовить малыша к обучению в школе и обеспечить разностороннее развитие его способностей.
В реализации базовых принципов здорового образа жизни обязательно учитываются:
• гигиеническая грамотность;
• физическая активность в течение дня;
• правильное и разнообразное питание.
Публикация «Консультация „Формирование здорового образа жизни у детей с детского сада“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
О том, какие привычки привиты ребенку, можно видеть по его отношению к своему здоровью и здоровью близких.
Современные педагогические направления основаны во многом на принципах гуманизма и демократии, вследствие чего возникает необходимость в формировании разных подходов к детям с разным уровнем здоровья.
Физическая культура
Первый компонент здорового образа жизни – движение, спорт, физическая активность, без которых здоровье человека резко ухудшается. Компенсировать двигательное голодание призваны:
• физкультминутки,
• спорт,
• утренняя зарядка,
• прогулки.
Доказано, что эти мероприятия повышают работоспособность детей, улучшает их самочувствие и иммунитет.
Важность утренней зарядки
В дошкольном возрасте дети очень быстро растут и развиваются, а вследствие этого, их организм становится чувствителен к воздействию социальной и природной среды, к которым относятся и проводимые в детсаде мероприятия. Эффективность этих мероприятий находится в тесной зависимости от соответствия условий жизнедеятельности малыша в ДОУ его индивидуальным особенностям.
Двигательная активность – ключевой фактор, стимулирующий рост и развитие ребенка в этом возрасте. Если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на качество адаптации ребенка к изменяющимся условиям внешней среды.
Для здоровья нужно не только кушать полезную пищу, но и вести максимально подвижный образ жизни. В настоящее время с этим часто возникают сложности из-за обилия гаджетов и врожденных проблем детей. Но мы должны вкладывать все силы в развитие детей и укрепление их здоровья, ведь за ними – ни много ни мало будущее всей цивилизации. Гимнастика по утрам – всего лишь один, но важный, кирпичик в достижении этой цели.
Пользу утренней зарядки объяснять нет смысла – все ее прекрасно осознают. Но тем не менее, далеко не все делают ее сами и приучают ребенка. Дома на это или нет времени, или ее смещают в сторону другие дела, или просто лень. Но в дошкольном учреждении это важнейший элемент двигательного режима.
С помощью зарядки у детей вырабатывается привычка, а затем и потребность, каждое утро двигаться. Как правило, в саду с детьми занимаются гимнастикой в течение 10-15 минут. Этого вполне достаточно, чтобы:
• пробудить организм ото сна;
• разбудить органы чувств и внутренние органы;
• настроить малыша на дневную активность;
• оказать пользу для осанки, предотвратить плоскостопие.
От того, с каким настроением начнется день ребенка, зависит многое – как эффективно он будет заниматься, с каким аппетитом кушать, насколько плодотворно общаться с взрослыми и сверстниками. Дети, делающие гимнастику на регулярной основе, ведут себя менее сонно, чувствуют бодрость, часто улыбаются и смеются, легко справляются с умственными заданиями, хорошо едят и позитивно воспринимают события, происходящие вокруг. Кроме того, ежедневная зарядка развивает дисциплину и упорство.
Выполнение физических упражнений стимулирует работу коры мозга, повышает реакцию ЦНС – дело в том, что в процессе зарядки на организм оказывается влияние сразу целого набора импульсов от разных рецепторов - опорно-двигательного, слухового, зрительного и т. д.
В сочетании с гимнастикой рекомендуется применять водные процедуры. Это повышает иммунитет, разгоняет кровообращение, снижает вероятность подхватить инфекцию или простудное заболевание, увеличивает тонус организма и настроение. Параллельно разгоняется обмен веществ, а дыхание становится более глубоким.
Здоровье и образ жизни современного дошкольника находится в зависимости от отрицательного воздействия аспектов окружающего мира. Часто в детские сады поступают детки с нарушениями речи. От полностью здоровых они отличаются более слабой реакций, пониженным уровнем ловкости и скорости. Кроме того, у них наблюдается ослабленное развитие памяти, внимательности и восприятия. Им зарядка нужна в обязательном порядке.
Закаливание
Второй важный компонент – закаливание. Закаленный человек легко переносит холод и жару, быстро приспосабливается к климатическим изменениям. Закаливание эффективно мобилизует возможности всех адаптационных систем организма и служит профилактикой ОРЗ и других болезней.
Закаливание обязательно должно проводиться:
• постепенно,
• комплексно,
• систематически,
• с учетом особенностей конкретного ребенка.
Хорошую помощь закаливанию оказывают частые прогулки на свежем воздухе – желательно как минимум три часа в день. Если позволяет погода, то утренняя гимнастика тоже проводится на улице.
Режим сна
Без грамотно выстроенного режима невозможно добиться правильного развития и оздоровления малыша. Следовать режиму нужно с самого рождения, стараясь устанавливать одни и те же часы сна, игр, приема пищи.
Крепкий сон – обязательное условие для гармоничного развития детей. Во сне тело быстрее развивается, формируется мозговая деятельность. Особенно это выражено при условии налаженного режима сна и бодрствования.
Проснувшись, ребенок должен сделать зарядку – это разомнет мышцы и поднимет настроение. Примерный перечень оздоровительных мероприятий после дневного сна:
• легкая разминка в кровати;
• упражнения на нормализацию осанки и профилактику плоскостопия;
• дыхательные упражнения;
• оздоровительная работа индивидуального характера;
• умывание.
Гимнастика в кровати – опускание/поднимание ног и рук, потягивание, гимнастика для глаз, для пальчиков, самомассаж. Самомассаж улучшает кровообращение и повышает иммунитет – желательно проводить его два-три раза в день на прогулках или физкультурных минутках.
Режим питания
Важно, чтобы пища правильно распределялась в течение суток. Это обеспечивает формирование здорового аппетита ко времени очередного приема пищи. Выбранные часы еды нужно соблюдать максимально строго, а в промежутках не давать ребенку перекусы – для фруктов или сладостей тоже должны быть определенные часы.
Культурно-гигиенические навыки
Ребенка необходимо с самого нежного возраста приучать к тому, что некоторые вещи – строго индивидуальны, например, полотенце, расческа или зубная щетка. Кроме того, в дошкольном учреждении задача воспитателей – рассказать детям о важности зарядки, режима дня, правильного питания, чистки зубов, а также мерах, предотвращающих заболевания.
Общение с природой
Понимание экологии и грамотное поведение на природе – один из неотъемлемых факторов для ведения здорового образа жизни. Прогулки и игры на свежем воздухе, туристические походы, экскурсии в интересные места учат детей исследовать, наблюдать, понимать законы природы и параллельно заботиться о себе и собственном здоровье.
Находясь в лесу, ребенок получает воздушные и солнечные ванны – в результате у него повышается иммунитет, нормализуется состояние нервной системы, организм в целом становится крепче. Дети узнают о том, чем полезны деревья, травы и цветы, узнают, какие они на запах и на ощупь.
Памятка для родителей – в какие игры играть с малышами
Далее перечислены несколько подвижных игр, которые будут интересны детям и помогут укрепить их здоровье.
Игры на формирование осанки
При игре улучшается дыхание, укрепляется сердечно-сосудистая система, мышцы становятся сильнее, а опорно-двигательный аппарат устойчивее.
«В гости к мишке»
Ведущий сажает плюшевого мишку на высокий кубик и делает горку, положив на гимнастическую стенку длинную доску. Далее он говорит:
«Ваня и Егорка часто ходят к мишке с горки» (вместо «Ваня» вставляется имя ребенка).
Малыш идет на горку, можно помогать ему при этом, после его бежит обратно и отправляется к мишке отдыхать. При этом взрослый должен наблюдать за осанкой ребенка.
Эта игра развивает координацию, внимание, слуховой анализ, равновесие.
«Качели-карусели»
Взрослые поднимают ребенка, лежащего на спине, на уровень пояса – один держит его за ноги, а другой под мышки. Далее раскачивают ребенка, приговаривая «Кач, кач». Затем один взрослый отпускает ноги, а другой продолжает держать малыша под мышки и начинает кружиться с ним, приговаривая «Полетели карусели». Веселее всего делать это под музыку. Игра может служить в качестве окончательного этапа гимнастики, когда малыш уже устал.
В процессе улучшается работа вестибулярного аппарата и расслабляются все мышцы тела.
Игры при заболеваниях горла и носа
Подвижные игры могут помочь восстановить новое дыхание – для этого необходимо расслабить мускулы бронхов и дыхательные мышцы. Важно в процессе следить за правильным смыканием губ и осанкой.
«Совушка»
Ведущий садится в центр, дети лицо к нему в полукруг. Когда взрослый говорит «день», то совы должны начать поворачивать головы вправо-влево. Когда «ночь» - смотреть вперед и «махать крыльями». Когда руки опускаются вниз, расслабляться и говорить «Уу-уфф».
Игра нормализует дыхательные функции и сопоставляет движения рук с вдохами и выдохами.
Игры при плоскостопии
Болезнь зачастую встречается у слабо физически развитых детей – их своды стоп испытывают постоянную нагрузку. В результате мышцы стопы растягиваются и становятся менее пружинистыми, а своды расплющиваются, из-за чего и появляется плоскостопие. Важно подобрать такие игры, которые восстановят навык правильной ходьбы путем укрепления мышечного аппарата.
«Донеси, не урони»
Понадобятся простынки и стулья. Дети рассаживаются на стулья, под ноги каждому стелится простынка. Необходимо пальцами ноги схватить простынку и любым методом (на четвереньках, в прыжке и т. д.) доставить ее в противоположный конец помещения. Затем повторить с другой ногой.
Игра превосходно развивает ловкость и укрепляет мышцы и связки стопы.