Наталья Смирнова
Консультация «ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Внутренняя картина здоровья.
Её влияние на укрепление здоровья детей»
Проблемы, касающиеся здоровья, являются наиболее акту-альными проблемами современного общества. В настоящее время необходимость решения проблем сохранения и по-вышения качества здоровья граждан РФ - общепризнана. Правовые и медико-социальные вопросы здоровья граждан решаются в соответствии с приоритетными направлениями социальной политики страны в области охраны здоровья, развития медицины и системы здравоохранения. В Феде-ральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323 от 21.11.2011 г.) зафикси-рованы права граждан в сфере охраны здоровья : «Каждый имеет право на охрану здоровья» (ст. 18, п. 1).
Публикация «Консультация „ВКЗ, Ее влияние на укрепление здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Хотя в повседневной жизни люди склонны чаще обращать внима-ние на различные нарушения и отклонения, расценивая фе-номен здоровья, только лишь как отсутствие недуга. Сто-ронники традиционной медицинской модели чаще опреде-ляют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологи-ческий смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому само понятие «здоро-вье» в сознании большинства людей все еще лишено кон-кретного психологического смысла.
Сейчас, понимание того, что экономически более выгод-ным оказывается не лечение имеющихся болезней, а их предотвращение, пропаганда здорового поведения и здоро-вого образа жизни, активизирует исследования в области психологии здоровья. Поиск оптимальной модели профи-лактики болезней и пропаганды формирования здоровья у будущего поколения приводит ученых к исследованию внутренних психологических механизмов возникновения субъективного отношения человека к своему здоровью, ко-торые раскрываются в понятии «внутренняя картина здоро-вья».
Внутренняя картина здоровья – система представлений че-ловека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а также знание и понимание методов его поддержания и формирования.
Внутренняя картина здоровья включает три компонента.
Когнитивный компонент – совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возмож-ных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.
Эмоциональный компонент – переживания здорового само-чувствия, связанные с комплексом ощущений, формирую-щий эмоциональный фон человека.
Поведенческий, или моторно – волевой, компонент – сово-купность усилий, стремлений, конкретных действий здоро-вого человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.
Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства.
Есть еще термин «Внутренняя картина болезни» - термин, предложенный А. Р. Лурия, связанный с попыткой врача понять, готов пациент бороться вместе с ним против болез-ни или, напротив, он находится на стороне болезни.
Ю. А. Некрасова, вводя термин «внутренняя картина здоро-вья», предполагала, что наличие детальной разработанной картины здоровья у человека будет затруднять возникнове-ние заболеваний, связанных с развитием стресса, тогда как наличие внутренней картины болезни, напротив, будет об-легчать возникновение любого нового заболевания.
С этой точки зрения формирование у ребенка внутренней картины здоровья – одно из направлений профилактики за-болеваемости у детей. Проводились исследования: задавал-ся вопрос здоровым детям «Что нужно, чтобы быть здоро-вым?», 60% отвечали «Ходить к врачу, пить таблетки». То есть, вместо картины здоровья, практически у половины детей была внутренняя картина болезни. А вот дети, кото-рые находились на излечении от кардиологических заболе-ваний, в пять раз чаще говорили о том, что нужно осу-ществлять профилактику (заниматься спортом, дышать свежим воздухом и т. д., чем здоровые дети. Оказалось, что именно врачи, а не родители формировали у больных детей внутреннюю картину здоровья. Такой результат можно объяснять тем, что родители, пока ребенок здоров, не описывают его состояние как состояние здоровья и не разговаривают с детьми на тему, как нужно поддерживать это состояние. Однако при возникновении болезни они ак-тивно общаются с ребенком и объясняют свои действия те-мя. Что нужно «пойти к врачу» и «пить таблетки».
С хронически больными детьми, напротив, много говорят о профилактике и о том, что нужно делать, чтобы поддер-жать состояние здоровья. Следовательно, специальные воз-действия взрослых могут изменить внутреннюю картину здоровья ребенка. И еще важный факт, ни один хронически больной ребенок не сказал, что ему иногда хочется побо-леть, тогда как такие ответы дали практически 20 % здоро-вых детей. Очень часто, мы в своей практике, можем наблюдать недомогание детей особенно по понедельникам, когда у ребенка что –то болит, стоит маме позвонить и все прошло.
Исследования внутренней картины здоровья предпринима-лись такими отечественными исследователями, как В. Е. Каган, А. Б. Орлов, В. П. Казначеев, В. А. Ананьев, И. И. Ма-майчук и другими, а также их зарубежными коллегами Дж. Стоун, Ф. Коэн и Г. Адлер, М. Боухал, Я. Мак-Дермотт и т. д.
ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе вос-питания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществ-ляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее зна-чение в формировании здоровых, полезных привычек.
Осознанная забота ребенка о своем здоровье, появляющая-ся при непосредственном воздействии ближайшего окру-жения, способствует формированию внутренней картины здоровья как комплексного субъективного представления человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения и совокупности эмоциональных пе-реживаний в состоянии здоровья, способах его поддержа-ния и сохранения. Соответственно дети, отличающиеся бо-лее сформированной ВКЗ менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной цен-ностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву.
В связи с этим, необходимо начинать работать над форми-рованием ВКЗ у детей максимально рано, чтобы создать ориентацию на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье. Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.
На формирование ВКЗ детей оказывает сильное влияние отношение к здоровью, как ценности, их родителей.
Дополнительная работа воспитателя совместно с родителя-ми по формированию у детей внутренней картины здоровья может повысить устойчивость детей к инфекционным за-болеваниям, а также уменьшить неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом и остаться дома.
Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети должны освоить на уровне поведения:
- рациональный режим;
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение оптимального психоэмоционального состоя-ния.
Наша дальнейшая работа будет направлена на формирова-ние у детей внутренней картины здоровья, конечным про-дуктом нашей деятельности – это проекты. Результатом нашей деятельности – понимание детьми возможности воз-действовать на свое здоровье и менять его в сторону улуч-шения, при этом приобретая соответствующие навыки.
Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его под-держивать и формировать.
Литература
Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю.
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод, пособие. – СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.