Евгения Фирсова
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание:
В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический слух.
Описание:
Консультация для воспитателей учителя-логопеда
Фирсовой Евгении Александровны
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей „Роль фонематического слуха в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Сегодня тема моей консультации – Роль фонематического слуха в развитии детей. Думаю многие слышали и знают, что это такое, но давайте еще раз вспомним.
Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);
— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов;
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет :
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
А теперь я предлагаю вам немного потренироваться. Сейчас я буду ставить вам различные неречевые звуки, тот, кто быстрее узнает звук, поднимает руку. Готовы?
Ставлю:
- скрип двери
- звук рвания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена
Молодцы! У вас хорошо получилось. Так же можно играть и с детьми.
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.
-А теперь, предлагаю немного поиграть. (Предлагаю игры на развитие фонематического восприятия. Примерно 5-6 игр разного характера).
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Чудесная удочка»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука
в словах.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
1Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Итак, моя консультация подошла к концу, давайте подведем итоги.
- Что такое фонематический слух?
- Как он формируется? Что происходит у ребенка на первом году жизни? На втором? Третьем? И т. д.
- Какие бывают звуки? (речевые и не речевые)
- Какие игры вам больше всего запомнились? Какие игры вы применяете (или будете применять) в своей работе?
Большое спасибо за внимание! Надеюсь, моя консультация была для вас полезной.