Папки-передвижки

Консультация «Учим детей самостоятельно одеваться»

Эльмира Анучина
Консультация «Учим детей самостоятельно одеваться»
▼ Скачать + Заказать документы

Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Вот почему важно воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – это рациональное использование условий внешней среды, сообщение элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, воспитанию культуры поведения. Оно проводится как индивидуально, так и коллективно, осуществляется в повседневной жизни дошкольного учреждения и тесно связано с умственным, физическим, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Темочки:

Содержание и методика данного раздела дифференцируются в зависимости от возраста ребёнка и учитываются в педагогических приёмах. В младших группах обучение строится на совместных действиях взрослого и ребёнка, в игре, показе, объяснении. В старших добавляется обоснование, требование, контроль и самоконтроль. Например, при усвоении детьми навыка аккуратного обращения с одеждой, привычки к поддержанию опрятного внешнего вида, умения одеваться и раздеваться, мы начинаем с создания условий для этого. Выделяем индивидуальный шкафчик с крючками на высоте роста ребёнка, показываем место напротив шкафчика, где удобно раздеваться, предлагаем родителям одевать ребёнка в просторную, легко снимающуюся одежду, рядом со шкафчиками размещаем инвентарь для ухода за одеждой и обувью. Чтобы выработать у детей привычку быть всегда опрятными, с самых первых дней пребывания обращаем их внимание на порядок в одежде и помогаем его поддерживать: переодеться в чистое, если запачкался, засучить рукава перед мытьём или трудовыми поручениями, надеть фартук перед едой, обойти лужи, не залезать в грязь и т. д., напоминаем, какими чистыми и красивыми дети пришли утром, как заботится о чистоте их одежды мама. Таким образом, мы как бы задаём планку, норму отношения к своему внешнему виду, приучаем осознанно следить за состоянием одежды и обуви. Одновременно с этим мы учим детей одеваться и раздеваться. Одевание – это важный процесс в воспитании. Ребенок приучается трудиться, учится аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивает мелкую моторику рук, закрепляет название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды. Основным методическим приемом формирования навыка на первом этапе являются действия вместе с ребёнком, своевременная помощь взрослого, показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, раздевания сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность обучать сразу подгруппу детей и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Иногда приходится еще и еще раз показывать, и объяснять отдельным детям, что и как делать. Когда дети хорошо поймут, что и как следует делать, мы упражняем их в этом при помощи дидактических игр и упражнений, сюрпризных моментов, создания проблемных ситуаций. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. При этом следим, чтобы дети проявляли внимание, заботу, помощь по отношению друг к другу. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеваться, но не хочет никому помочь в этом. С такими детьми мы проводим этические беседы, поощряем случаи проявления помощи товарищам.

По мере формирования навыков постепенно переходим от показа действий к

подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность. Например, снятая перед сном одежда складывается на стульчике так: на спинку вешается платье девочки или рубашка мальчика, штанишки, обувь ставится под стул. Колготки или чулочки снимаются после всего и кладут на сиденье стула, отдельно от основной одежды. Мы стараемся приучать в процессе одевания – раздевания не только соблюдать установленную последовательность складывания одежды но и создать у детей стремление научиться самим справляться с одеванием тщательно, аккуратно, испытывая удовлетворение от порядка во внешнем виде. Мы терпеливо дожидаемся пока ребёнок справится с непослушными деталями одежды, и помогаем так, чтобы не исчезло ощущение самостоятельности, не пропала уверенность в том, что он сам умеет одеваться. Для чего всегда отмечаем любые успехи своих воспитанников; хвалим тех, кто прилагает достаточные усилия, а недостатки в своем внешнем виде либо пытается устранить либо сам, либо обращается за помощью к взрослым.

При одевании детей на прогулку, чтобы не допустить сутолоки, торопливости, особенно в зимнее время, когда одежды довольно много и процесс одевания усложняется, особое внимание уделяем последовательности одевания и раздевания. Для этого мы применяем наглядные таблички – алгоритмы где пошагово нарисованы этапы этого процесса. Например, когда дети возвращаются с прогулки, то войдя в раздевальную комнату, они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и положить их на полку, а шарфы, куртки (или пальто, кофточки повесить на крючок. Затем надо взять комнатную обувь, сесть на банкетку, и только потом снимать валенки или ботинки, чтобы в колготах не ходить по мокрому полу, относя сапожки в шкаф.

Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным и единым в своих требованиях. Нередко наблюдается такая картина: ребенок сидит на банкетке в полулежащей позе, а мама или папа его одевает или раздевает. Спросишь: «Зачем вы это делаете? Ведь ребенок уже умеет все делать сам». Ответ: «Так быстрее или он ведь еще маленький». Вот и получается, в детском саду ребенка приучают к самостоятельности, а некоторые родители из-за своей жалости тормозят развитие самостоятельности ребенка

Чтобы избегать подобных ситуаций, мы проводим систематическую санитарно-просветительскую работу среди родителей, знакомя с методикой закрепления гигиенических навыков в домашних условиях. Работа строится в форме бесед, рекомендаций, инструктажей во время приёма детей, в выступлениях на родительских собраниях. Для наглядной агитации вывешиваем плакаты, расставляем ширмы, проводим выставки методической и популярной медицинской литературы, постоянно пополняем материалы в папке – передвижке. Особо подчёркиваем, что действовать на ребёнка надо не только убеждением, но и личным примером гигиенически правильного поведения, который запоминается гораздо крепче, чем разговоры на эту тему

Мы считаем, что средствами гигиенического воспитания должны служить не скучные нотации, не брюзжание, а бодрое слово, радостная улыбка, весёлая песенка, шутка, наглядный показ, личный пример, дружеская помощь. Поэтому в своей работе используем ряд художественных произведений и игровых приемов, позволяющих закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям. Например, такие игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания, как:

«Катя в новом платье». Цель: знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье, колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.

«Коля в гостях у детей». Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки,

рубашка, носки, ботинки) : называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

3. «Во что одета кукла Аня». Цель: учить называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.

«Теплая шапочка куклы Кати». Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая).

«Чья одежда?». Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и

определение одежды для Кати и для Коли.

«Подберем куклам одежду». Цель: учить называть предметы одежды,

дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

7. «Уложим куклу спать». Цель: активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое.

«Катя просыпается». Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.

«Научим Катю одеваться». Цель: учить последовательному одеванию куклы, используя схему – алгоритм последовательности одевания.

«Оденем куклу на прогулку». Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.

«Подбери правильно». Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.

«Кукла Катя не боится мороза». Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.

«Каждая ножка – в свой домик». Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку – вышитые инициалы; отыскивать

отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля.

Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию

«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно – схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь, поблагодарить.

Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно- гигиенических навыков и воспитания самостоятельности в самообслуживании (формирование навыка одевания и раздевания) :

Народные песенки, потешки:

«Потягунушки»; «Наша Маша маленька …»; «Валенки, валенки, невелички, маленьки …» ;

Писатели – детям:

«Научу обуваться я братца» Е. Благинина;

«В рукавичках маленьких …» 3. Александрова;

«Где мой пальчик» Н. Саконская; «Катя в яслях» 3. Александрова.

«Обновки», «Башмачки»

Публикации по теме:

«Учим детей играть». Консультация для родителей«Учим детей играть». Консультация для родителей Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, когда вырастут. Роль игры в становлении и развитии.

Консультация для родителей «Как научить дошкольника одеваться»Консультация для родителей «Как научить дошкольника одеваться» Консультация для родителей «Как научить дошкольника одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникает, наверное, в каждой семье. Причины.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Учим детей любить книгу»Консультация для родителей «Учим детей любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Учим детей самостоятельно одеваться»
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 18:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учим детей самостоятельно одеваться»» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Анучина (УИ 812792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД