Эльмира Анучина
Консультация «Учим детей самостоятельно одеваться»
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Вот почему важно воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – это рациональное использование условий внешней среды, сообщение элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, воспитанию культуры поведения. Оно проводится как индивидуально, так и коллективно, осуществляется в повседневной жизни дошкольного учреждения и тесно связано с умственным, физическим, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Публикация «Консультация „Учим детей самостоятельно одеваться“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Одежда, как одевать ребенка. Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Содержание и методика данного раздела дифференцируются в зависимости от возраста ребёнка и учитываются в педагогических приёмах. В младших группах обучение строится на совместных действиях взрослого и ребёнка, в игре, показе, объяснении. В старших добавляется обоснование, требование, контроль и самоконтроль. Например, при усвоении детьми навыка аккуратного обращения с одеждой, привычки к поддержанию опрятного внешнего вида, умения одеваться и раздеваться, мы начинаем с создания условий для этого. Выделяем индивидуальный шкафчик с крючками на высоте роста ребёнка, показываем место напротив шкафчика, где удобно раздеваться, предлагаем родителям одевать ребёнка в просторную, легко снимающуюся одежду, рядом со шкафчиками размещаем инвентарь для ухода за одеждой и обувью. Чтобы выработать у детей привычку быть всегда опрятными, с самых первых дней пребывания обращаем их внимание на порядок в одежде и помогаем его поддерживать: переодеться в чистое, если запачкался, засучить рукава перед мытьём или трудовыми поручениями, надеть фартук перед едой, обойти лужи, не залезать в грязь и т. д., напоминаем, какими чистыми и красивыми дети пришли утром, как заботится о чистоте их одежды мама. Таким образом, мы как бы задаём планку, норму отношения к своему внешнему виду, приучаем осознанно следить за состоянием одежды и обуви. Одновременно с этим мы учим детей одеваться и раздеваться. Одевание – это важный процесс в воспитании. Ребенок приучается трудиться, учится аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивает мелкую моторику рук, закрепляет название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды. Основным методическим приемом формирования навыка на первом этапе являются действия вместе с ребёнком, своевременная помощь взрослого, показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, раздевания сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность обучать сразу подгруппу детей и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Иногда приходится еще и еще раз показывать, и объяснять отдельным детям, что и как делать. Когда дети хорошо поймут, что и как следует делать, мы упражняем их в этом при помощи дидактических игр и упражнений, сюрпризных моментов, создания проблемных ситуаций. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. При этом следим, чтобы дети проявляли внимание, заботу, помощь по отношению друг к другу. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеваться, но не хочет никому помочь в этом. С такими детьми мы проводим этические беседы, поощряем случаи проявления помощи товарищам.
По мере формирования навыков постепенно переходим от показа действий к
подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность. Например, снятая перед сном одежда складывается на стульчике так: на спинку вешается платье девочки или рубашка мальчика, штанишки, обувь ставится под стул. Колготки или чулочки снимаются после всего и кладут на сиденье стула, отдельно от основной одежды. Мы стараемся приучать в процессе одевания – раздевания не только соблюдать установленную последовательность складывания одежды но и создать у детей стремление научиться самим справляться с одеванием тщательно, аккуратно, испытывая удовлетворение от порядка во внешнем виде. Мы терпеливо дожидаемся пока ребёнок справится с непослушными деталями одежды, и помогаем так, чтобы не исчезло ощущение самостоятельности, не пропала уверенность в том, что он сам умеет одеваться. Для чего всегда отмечаем любые успехи своих воспитанников; хвалим тех, кто прилагает достаточные усилия, а недостатки в своем внешнем виде либо пытается устранить либо сам, либо обращается за помощью к взрослым.
При одевании детей на прогулку, чтобы не допустить сутолоки, торопливости, особенно в зимнее время, когда одежды довольно много и процесс одевания усложняется, особое внимание уделяем последовательности одевания и раздевания. Для этого мы применяем наглядные таблички – алгоритмы где пошагово нарисованы этапы этого процесса. Например, когда дети возвращаются с прогулки, то войдя в раздевальную комнату, они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и положить их на полку, а шарфы, куртки (или пальто, кофточки повесить на крючок. Затем надо взять комнатную обувь, сесть на банкетку, и только потом снимать валенки или ботинки, чтобы в колготах не ходить по мокрому полу, относя сапожки в шкаф.
Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным и единым в своих требованиях. Нередко наблюдается такая картина: ребенок сидит на банкетке в полулежащей позе, а мама или папа его одевает или раздевает. Спросишь: «Зачем вы это делаете? Ведь ребенок уже умеет все делать сам». Ответ: «Так быстрее или он ведь еще маленький». Вот и получается, в детском саду ребенка приучают к самостоятельности, а некоторые родители из-за своей жалости тормозят развитие самостоятельности ребенка
Чтобы избегать подобных ситуаций, мы проводим систематическую санитарно-просветительскую работу среди родителей, знакомя с методикой закрепления гигиенических навыков в домашних условиях. Работа строится в форме бесед, рекомендаций, инструктажей во время приёма детей, в выступлениях на родительских собраниях. Для наглядной агитации вывешиваем плакаты, расставляем ширмы, проводим выставки методической и популярной медицинской литературы, постоянно пополняем материалы в папке – передвижке. Особо подчёркиваем, что действовать на ребёнка надо не только убеждением, но и личным примером гигиенически правильного поведения, который запоминается гораздо крепче, чем разговоры на эту тему
Мы считаем, что средствами гигиенического воспитания должны служить не скучные нотации, не брюзжание, а бодрое слово, радостная улыбка, весёлая песенка, шутка, наглядный показ, личный пример, дружеская помощь. Поэтому в своей работе используем ряд художественных произведений и игровых приемов, позволяющих закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям. Например, такие игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания, как:
«Катя в новом платье». Цель: знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье, колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.
«Коля в гостях у детей». Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки,
рубашка, носки, ботинки) : называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.
3. «Во что одета кукла Аня». Цель: учить называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.
«Теплая шапочка куклы Кати». Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая).
«Чья одежда?». Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и
определение одежды для Кати и для Коли.
«Подберем куклам одежду». Цель: учить называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
7. «Уложим куклу спать». Цель: активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое.
«Катя просыпается». Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.
«Научим Катю одеваться». Цель: учить последовательному одеванию куклы, используя схему – алгоритм последовательности одевания.
«Оденем куклу на прогулку». Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.
«Подбери правильно». Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.
«Кукла Катя не боится мороза». Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.
«Каждая ножка – в свой домик». Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку – вышитые инициалы; отыскивать
отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля.
Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию
«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно – схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь, поблагодарить.
Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно- гигиенических навыков и воспитания самостоятельности в самообслуживании (формирование навыка одевания и раздевания) :
Народные песенки, потешки:
«Потягунушки»; «Наша Маша маленька …»; «Валенки, валенки, невелички, маленьки …» ;
Писатели – детям:
«Научу обуваться я братца» Е. Благинина;
«В рукавичках маленьких …» 3. Александрова;
«Где мой пальчик» Н. Саконская; «Катя в яслях» 3. Александрова.
«Обновки», «Башмачки»