Валентина Воронова
Консультация «Учим детей общаться»
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети -дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими людьми, сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, сверстнику. Порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут поддержать и развить установивщийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению, игре адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в себе. В это же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми-необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Публикация «Консультация „Учим детей общаться“» размещена в разделах
Общение- это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. В свою очередь невербальные средства-это целая система не словесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам,интонации голоса, осанке, позе, походке человека, можно понять, "прочитать" этого человека. А именно,что он чувствует, какое у него настроение, что он хочет или ожидает, как относится к окружающим. Такие движения называют выразительными, они являются неотъемлемым компонентом эмоций и достоверно свидетельствуют о внутренних психологических свойствах и состоянии человека. Невербальным средством общения человек начинает пользоваться с самого рождения. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя движение тела, мимику, жесты т. е. первым языком на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологичеки обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития. Первым кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, ребенок может еще не понимать слов, но интонацию улавливает и различает очень хорошо. Мать улыбается протягивает ему на встречу руки, призывает сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, цилует, она играет с ним в "ладушки", "козу рогатую. " Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие-порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряюще покачивает головой: "Ай-ай-ай" и т. д. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как "можно" и как "нельзя" вести себя с окружающими. Этот процесс научения передачи культурного опыта происходит не сознательно не только для ребенка, но чаще всего для взрослого,который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость. Малыш общаясь с матерью, отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивают именно те мимические выражения, жесты, позы, которые наиболее часто употребляются в данной "семье". Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении, разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо если в семье царит доверие, доброжелательность,искренняя забота, бережное отношение друг к другу. У ребенка живущего в такой семье естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче справляется с ними. Вот такому ребенку практически не требуется специальное обучение. К сожалению бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения, с малышом разговаривают резким голосом, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним агрессивно или заискивающе пытаясь хитрить, замкнуто, не умея наладить контакты, так дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со своей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция "на равных" может проявляться в довольно жестких формах и разрешается не самыми культурными, социально одобрительными средствами. Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению.