Светлана Меркушева
Консультация «Социальный мир дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных людей, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Публикация «Консультация „Социальный мир дошкольников“» размещена в разделах
Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения ребёнка, условий его воспитания, личностных особенностей родителей. Социальный мир выступает не только источником познания, но всестороннего развития - умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. При правильной организации педагогической деятельности в этом направлении развивается восприятие, мышление, память и речь ребенка.
Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья, то есть все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет.
В нашем детском саду освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
- Развитие игровой деятельности детей;
– Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Социально – эмоциональное развитие дошкольников осуществляется благоприятно при условии представленности всех компонентов социального опыта в образовательном процессе:
-семья;
-качества человека, его эмоции и чувства;
-взаимоотношения со взрослыми и детьми;
-этические нормы поведения;
-профессии;
-Родина;
-праздники.
Для ознакомления с социальным миром мы используем следующие формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность.
Экскурсии.
Прогулки.
Игры - В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.
Игра- это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. В наших группах оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Праздники.
Работа с семьей – всеобучи, мастер – классы, дистанционное обучение, участие родителей в открытых занятиях по видеообращению.
Свободная деятельность детей.
Чтение художественной литературы - Художественные произведения делают восприятие детей более ярким, вызывают больший интерес к наблюдению за событиями и явлениями социального мира. Из художественных произведений дети получают важные сведения о взаимоотношениях людей, приобретают опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомятся с моральными качествами персонажей. У детей воспитывается эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания к персонажам литературных произведений.
Известно, что приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию, поэтому одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества между воспитателем, детьми и родителями.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша цель– правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.