Александра Бочкарева
Консультация «Сочиняем сказки. Уроки творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Сочиняем сказки. Уроки творчества»
Все дети любят сказки. Они увлекают его в мир волшебства, полный приключений и чудес, при этом учат его добру, честности, дружбе. Но что, если он сам выступить в роли сказочника? Давайте поможем ему в этом интересном увлекательном и в тоже время полезном занятии.
Публикация «Консультация „Сочиняем сказки, Уроки творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
Сочинять сказки можно между делом. Ведь когда руки заняты голова свободна для творчества. Ребенок с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и главное поупражняется в искусстве рассказчика.
Сказки можно сочинять, о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала стоит потренироваться на более «простом материале». И вот несколько игр, овладев которыми ребенок с легкостью сможет окунуться в мир своих сказок:
«Закончи сказку»
Для начала можно дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошла как то Маша в лес за грибами. Встретила там белочку и поиграла с ней в чехарду, потом встретила зайчика и поиграла с ним в салки. А пока играла, забрела в совершенно незнакомое место. Сначала она испугалась, но потом вспомнила что она смелая и умная. Огляделась по сторонам и вдруг увидела…»Здесь вы обращаетесь к ребенку с просьбой закончить сказку. Если у ребенка возникают трудности, то помогаете ему наводящими вопросами.
Важно!
Эмоционально реагируйте на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т. д., развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.
Тут вам придётся немного потрудиться и подобрать заранее серию картинок или нарисовать их, время от времени картинки нужно обновлять.
Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей.
Рассматривая с ребенком первый рисунок, обратите внимание на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т. п.). Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). А дальше придумывается сюжет исходя из того, что увидит ребенок на следующих картинках.
Кстати, сочинение по картинкам окажется незаменимым в долгой дороге, или во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.
«Коллективное сочинение»
Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?»
Особенно весело эта игра проходит, когда ответы участники высказывают по цепочке. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования.
Интересно! Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей.
«Оживление сказки»
Сочиненную сказку или прочитанную можно предложить «оживить» исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). В ходе игры, можно предложить ребенку по фантазировать «а что, если герой поступит не так как запланировано по сюжету? Или герои перепутают свои роли?» Это учит детей преодолевать препятствия, решать задачи, меняясь самим, делать выводы.
Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания. Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству.
«Сказка на свободную тему»
Этот жанр - вершина словесного творчества. Ребенок самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Он учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача родителей - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Уважаемые родители, творите, выдумывайте, пробуйте вместе со своими детьми! Ведь детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.