Получи документы

Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»

Светлана Поворотова
Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Система работы по ознакомлению с художественной литературой : организация содержания и методы»

Воспитатель: Поворотова С. В.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.

Публикация «Консультация „Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы“» размещена в разделах

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение у литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующие знакомство с огромным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

Основная задача воспитателя — привлечь детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.

В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Даже они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народный сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образцы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.

Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Несложное содержание близкое личному опыту ребенка, выражено в простой доступной форме: смешная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стихотворения.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл и утверждаются в чувстве ритма и рифмы.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Познавательные речевые умения.

Сосредоточенно слушать чтение книг и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведения до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку.

Делиться своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержание, а так же на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Познавательные и речевые умения детей 4-5 лет.

1. Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений.

2. Соотносить литературный факты с имеющимся жизненным опытом.

3. Устанавливать причинный связи в тексте.

4. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.

5. Представлять в воображении героев и события.

6. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку.

7. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.

8. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки.

9. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи.

Отношение к книге.

• Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней.

• Сочувствовать и сопереживать героям произведения.

• Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах.

• Радоваться встречи с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, поступком, слов, выражений.

• Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремления запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокой идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героем, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Познавательные и речевые умения в старшей группе.

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.)

воспринимать литературного героя в его разнообразных направлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, давать оценку действиям и поступкам героев.

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др., осознавать некоторые вид комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоционально отношение в выразительном чтении.

Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительную осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миро людей, помогая видеть драматическое и комической в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.

Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приёмы, соответствующие особенностям избранного жанра, придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.

Методические рекомендации.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой, ставятся задачи формирования эмоционально — образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром так же решает конкретные цели, связанные с тематикой произведения — они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.

В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание.

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.

Во время беседы с детьми проводятся творческие задания. Это выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Хорошо, если рисунки и сочинения детей собраны в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка.

В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей и родителей.

Публикации по теме:

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 22:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Поворотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД