Татьяна Земскова
Консультация «С чего начинается логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Малышу все интересно. Хочется знать, что у предметов внутри, почему одни звучат, другие двигаются, третьи светятся. Знакомясь со свойствами предмета, он крутит его, мнет, стучит им об пол – познает с помощью действия. Потом ребенок начинает подражать действиям взрослых – делать то, что делают они. Это уже переход от непосредственного манипулирования предметами к представлениям об их назначении. В процессе эксперимента малыш получает новую, порой неожиданную для него информацию. Что будет, если попробовать порезать ножницами не бумагу, а ткань - например, любимое мамино покрывало?
Публикация «Консультация „С чего начинается логика“» размещена в разделах
Следующий этап развития мышление – большое количество вопросов. Эксперименты проводятся не с самими предметами, а с их образами. Маленький «почемучка» буквально изводит родителей: «Кто сильнее – слон или кит? Почему ночью темно? А что будет, если к машине приделать крылья?» Затем ребенок начинает сам рассуждать, догадываться, предполагать. Теперь его вопросы совеем другие: «А знаешь, почему лужа не замерзла? Угадай, что будет, если нажать на эту кнопку?
Именно в этот период дети особенно любят загадки. Это самый распространенный, приятный и веселый способ развития детского логического мышления. Отгадывание загадок учит выделять признаки предметов и явлений.
Сначала ребенок объединяет все предметы только по внешним признакам: одни различаются формой, другие – размером, третьи – цветом. Но, например, что общего между круглым красным помидором, зеленым продолговатым огурцом, коричневой шершавой картошкой? Отвечая: «Все это овощи», - ребенок судит не по внешнему виду, а уже учитывает свой опыт и знания, которые помогают ему находить общие, скрытые от наблюдения, признаки.
Логическое мышление помогает детям не только успешно учиться. Без него невозможно делать выводы, планировать свое поведение, понимать причины и последствия собственных действий. Оно позволяет расширить личный опыт, постоянно становиться самостоятельными, выстраивать отношения с окружающими.
Да, развитие логического мышления идет естественным путем. Но в силах родителей ему поспособствовать. Ничего сложного для этого не требуется. Нужно много разговаривать с ребенком и много ему читать. Не только отвечать на вопросы, но и учить малыша самостоятельно искать ответы. Подавайте пример. Старайтесь не произносить слов: «Я не знаю, отстань!» Отвечайте: «Я не знаю, но давай посмотрим, что пишут об этом в Интернете».
Рассказывая о порядке следования времен года, суток, месяцев, дней, недели, вы сформулируете у ребенка представления о последовательности. Обязательно дополняйте свои объяснения картинками и примерами из книжек. Развивайте пространственные представления. Учите определять, что находится ближе или дальше, кто сделал что-то раньше, быстрее, какой предмет больше или меньше по размеру. Постепенно усложняйте вопросы: что находится дальше, чем это, или ближе, чем то? Используйте в вопросах слова «меньше», «больше», «выше», «ниже», «левее», «правее».
Учите малыша понимать причинно-следственные связи, объясняйте причины поступков, возможные последствия разных действий. Например, поиграйте в неоконченные предложения: «Мы сильно промокли, потому что… (пошел дождь, упали в речку)», «Мальчик не захотел убрать игрушки, и поэтому … (мама обиделась, рассердилась, его наказали)».
Спрашивайте ребенка, что общего между разными предметами, предлагайте найти общее название для нескольких вещей и явлений. Учите выделять существенные признаки на примере картинок (признаки осени, чем одно отличается от другого). Обсуждайте с ребенком поступки его собственные и окружающих людей. Объясняйте, почему другие поступают, так или иначе, обращая внимание на причины поведения, чувства других людей и подсказывая способы поведения в разных ситуациях.
Итак, стадии развития мышления условно можно представить на примере игры ребенка с конструктором.
1. Берёт детали конструктора и пытается соединить их друг с другом, таким образом, выясняя, какие подходят, а какие нет. Это стадия наглядно-действенного мышления.
2. Постепенно ребенок приобретает опыт и, посмотрев на детали, сразу может понять, какие удастся соединить. Значит, наступила наглядно-образная стадия.
3. Ребенок, не имея перед глазами конструктор, по одному его описанию способен представить, сколько и каких деталей ему понадобится, чтобы построить определенную фигуру. От реального манипулирования предметами малыш переходит к мысленному.