Горелова Нина Александровна
Консультация «Рождение экологического миропонимания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания
Публикация «Консультация „Рождение экологического миропонимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохраного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно- временной организации мира - телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.
Работа над этой проблемой интересна и тем, что ее экологическое содержание психологически грамотно расчитано на традиционные для дошкольников виды продуктивной деятельности. Тем самым взрослому, педагогу предоставляется возможность увидеть в них проявление экологической культуры ребенка и использовать эти виды деятельности для развития его общечеловеческой культуры.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования (Кондратьева Н. Н. (1986, Логинова В. И. (1984, Николаева С. Н. (1980, Саморукова П. Г. (1980, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. В работе с детьми используются следующие виды познавательной деятельности:
- наблюдение;
- экологическое моделирование;
- поисковая деятельность.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально- волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказываются на развитии адаптационных механизмов его психики.
Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогает детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладевать умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
В результате освоения детьми дошкольного возраста знаний экологического образования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего. в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Жизни.