Гришукова Анна
Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольников в понимании нравственного подтекста литературных или фольклорных произведений и участия в процессе игры, который носит коллективный характер и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. Эмоциональное развитие происходит в контексте театральной игры : дети знакомятся с чувствами и эмоциями персонажей, изучают их внешнее выражение и понимают причины тех или иных эмоций.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Важность игры как основного вида деятельности дошкольников отражается в нескольких аспектах:
- Во-первых, в игре формируются новые формы психики ребенка, важнейшей из которых является воображение;
- Во-вторых, развивается личность ребенка, и прежде всего формируются такие качества, как произвольность;
- во-вторых, развивается личность ребенка и, прежде всего, формируются такие качества, как спонтанность; в-третьих, создаются новые формы деятельности - труд и обучение.
Театральная игра в развитии всего ребенка
Личность ребенка
Театральная деятельность способствует развитию у детей навыков социального поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, храбрость и т. д.). Дети не только учатся, но и выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и идентификации.
Театральные игры способны решить многие задачи детской программы: от осознания социальных явлений, формирования элементарных математических представлений до укрепления организма. На мой взгляд, разнообразие тем, средств изображения и эмоций театральных игр позволяет использовать их для всестороннего воспитания личности. Образное и яркое изображение социальной действительности и природных явлений знакомит детей с окружающим миром.
Умелое задавание вопросов побуждает их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
Совершенствование экспрессивных языковых навыков тесно связано с интеллектуальным развитием.
В процессе тренировки выразительности реплик персонажа неосознанно увеличивается словарный запас ребенка, улучшается произношение. Ребенок совершенствует свой диалогический язык, грамматические структуры, он начинает активно использовать словарный запас, который, в свою очередь, пополняется. Здесь я могу поделиться с вами своими наблюдениями за детьми из моей группы. Вначале я просила ее изобразить бессловесный персонаж (бабушку, внучку и т. д. в сказке «Репка», а сейчас она уже может освоить диалог из сказки «Теремок». В повседневной жизни ее экспрессивные языковые навыки значительно улучшились.
Для развития экспрессивных языковых навыков я стараюсь создать условия, в которых каждый ребенок может выражать свои эмоции, чувства, желания и мнения не только в обычных разговорах, но и на публике, не стесняясь присутствия посторонних. Очень важно научить этому в раннем детстве, потому что часто бывает так, что духовно богатые и выразительные люди замкнуты, стеснительны, избегают публичных выступлений и теряются перед незнакомыми людьми.
Привычку выражать свои мысли на публике можно выработать только в том случае, если человек выступает перед аудиторией с раннего возраста. Именно поэтому я начал эту работу с детьми 2-3 лет. И это дало определенные результаты. Например, Андрюша К. никогда не рассказывал стихи, но с удовольствием участвовал в спектаклях.
Эстетическое воздействие на детей происходит благодаря тому, что спектакль оформлен со вкусом. Дети еще не могут участвовать в специализированных препаратах. Но когда вносишь яркие маски-шляпы или персонажей театра «Табло», надо видеть горящие глаза и слышать восторженные возгласы. Они даже не сразу понимают, кого хотят играть.
Основные направления и методы театрализованной игры
Основные направления драматической игры : постепенный переход детей от наблюдения за театральными постановками взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к групповой, когда роли исполняют 3-5 сверстников; от имитации движений фольклорных и литературных персонажей к имитации движений, передающих основные эмоции главного героя и мастерство исполнения роли.
Мы с детьми начали с игры «Курочка и цыплята». Я играла роль курочки. Под аккомпанемент песни «Цыпленок» мы с детьми выполняли движения из песни. После этого роль курочки могли играть многие дети. От игры «Курочка и цыплята» я плавно перешла к сказке «Курочка Ряба», представив новые шапочки для бабушки и дедушки. Постепенно добавляя новые шапочки, мы дошли до сказки «Репка». При введении новых персонажей или шапок в настольный театр я использую загадки, истории, прошу детей подражать походке того или иного персонажа, воссоздать, как он кричит и говорит.
Игровой опыт может быть обогащен только за счет развития специальных игровых навыков.
Первая группа умений связана с развитием позиции «зрителя» (умение быть добрым зрителем, умение смотреть и слушать до конца, умение хлопать, умение сказать спасибо «артисту»).
Вторая группа обеспечивает основное формирование позиции «артиста» и включает в себя использование некоторых средств выразительности (мимика, жесты, движения, интенсивность и тембр голоса, скорость речи) для передачи образа главного героя, его эмоций и переживаний, умение правильно держать и «вести» куклу или статую главного героя.
Третья группа навыков - это умение взаимодействовать с другими участниками игры : дружно играть в игру, не спорить, последовательно выполнять привлекательные роли.
В этом процессе я стараюсь стимулировать интерес детей к театральной деятельности (выразительное чтение, введение новых атрибутов).
Каждый ребенок хочет играть свою роль. Но делать это нужно так, чтобы это приносило ему удовлетворение и признание сверстников. Для этого необходимо научить детей самовыражению. Однако невозможно научить чему-то детей с безэмоциональным педагогом и невыразительным тембром голоса. Поэтому я старалась совершенствовать свою речь в повседневном общении, чтении, декламации, театральных играх, сначала под руководством самой себя.
Затем делаю небольшие упражнения с детьми. В настольном спектакле «Теремок» я прошу тех, кто хотел бы попросить, пойти за тем или иным персонажем в теремок; даю детям возможность определить, кого просить более похоже. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и ведут себя как сказочные персонажи. Я прошу их «вести» персонажей сказки. Такая практика развивает необходимые навыки и поддерживает интерес к театральной деятельности.
Я считаю, что драма и игра должны выполнять одновременно когнитивную, экспрессивную и развивающую функции. Содержание, формат и методика должны способствовать достижению трех основных целей: созданию творческой атмосферы; развитию языка и навыков драматической и исполнительской деятельности; социальному и эмоциональному развитию детей.
Я готовлюсь к драматическим занятиям в несколько этапов.
Сначала я выразительно читаю произведение, а затем веду диалог о нем, объясняя и уточняя не только содержание, но и отдельные выражения. Чем полнее и эмоциональнее дети воспринимают произведение, тем легче им драматизировать прочитанное. Поэтому я использую широкий спектр выразительных средств, таких как интонация, лексика и синтаксис.
Я стараюсь изучать детей, чтобы понять, что они чувствуют, когда слушают меня. В. А. Сухомлинский писал, что если ребенок «не переживает борьбы добра со злом, если в его глазах нет света радостной похвалы, а есть только небрежность, - это значит, что в душе ребенка что-то нарушено, и нужно приложить много усилий, чтобы исправить его душу». Это очень важно в наше время, потому что вокруг много обездоленных детей. Поэтому я стараюсь узнать и понять чувства ребенка, каковы они, насколько они глубоки, насколько серьезны, чтобы помочь ему полнее выразить свои чувства.
В детских садах рекомендуется использовать разнообразные формы выразительности:
- в младшем возрасте развиваются простейшие образные средства выразительности (или подражание характерным действиям сказочных персонажей);
- в среднем возрасте - обучение элементам художественно-образных средств выразительности (интонация, мимика, подражание);
- в старшем возрасте - совершенствование художественно-образных средств выразительности и развитие самостоятельного творчества в передаче образов, словесных выражений и подражательных действий.