Приложение МААМ

Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»

Гришукова Анна
Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольников в понимании нравственного подтекста литературных или фольклорных произведений и участия в процессе игры, который носит коллективный характер и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. Эмоциональное развитие происходит в контексте театральной игры : дети знакомятся с чувствами и эмоциями персонажей, изучают их внешнее выражение и понимают причины тех или иных эмоций.

Темочки:

Важность игры как основного вида деятельности дошкольников отражается в нескольких аспектах:

- Во-первых, в игре формируются новые формы психики ребенка, важнейшей из которых является воображение;

- Во-вторых, развивается личность ребенка, и прежде всего формируются такие качества, как произвольность;

- во-вторых, развивается личность ребенка и, прежде всего, формируются такие качества, как спонтанность; в-третьих, создаются новые формы деятельности - труд и обучение.

Театральная игра в развитии всего ребенка

Личность ребенка

Театральная деятельность способствует развитию у детей навыков социального поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, храбрость и т. д.). Дети не только учатся, но и выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и идентификации.

Театральные игры способны решить многие задачи детской программы: от осознания социальных явлений, формирования элементарных математических представлений до укрепления организма. На мой взгляд, разнообразие тем, средств изображения и эмоций театральных игр позволяет использовать их для всестороннего воспитания личности. Образное и яркое изображение социальной действительности и природных явлений знакомит детей с окружающим миром.

Умелое задавание вопросов побуждает их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Совершенствование экспрессивных языковых навыков тесно связано с интеллектуальным развитием.

В процессе тренировки выразительности реплик персонажа неосознанно увеличивается словарный запас ребенка, улучшается произношение. Ребенок совершенствует свой диалогический язык, грамматические структуры, он начинает активно использовать словарный запас, который, в свою очередь, пополняется. Здесь я могу поделиться с вами своими наблюдениями за детьми из моей группы. Вначале я просила ее изобразить бессловесный персонаж (бабушку, внучку и т. д. в сказке «Репка», а сейчас она уже может освоить диалог из сказки «Теремок». В повседневной жизни ее экспрессивные языковые навыки значительно улучшились.

Для развития экспрессивных языковых навыков я стараюсь создать условия, в которых каждый ребенок может выражать свои эмоции, чувства, желания и мнения не только в обычных разговорах, но и на публике, не стесняясь присутствия посторонних. Очень важно научить этому в раннем детстве, потому что часто бывает так, что духовно богатые и выразительные люди замкнуты, стеснительны, избегают публичных выступлений и теряются перед незнакомыми людьми.

Привычку выражать свои мысли на публике можно выработать только в том случае, если человек выступает перед аудиторией с раннего возраста. Именно поэтому я начал эту работу с детьми 2-3 лет. И это дало определенные результаты. Например, Андрюша К. никогда не рассказывал стихи, но с удовольствием участвовал в спектаклях.

Эстетическое воздействие на детей происходит благодаря тому, что спектакль оформлен со вкусом. Дети еще не могут участвовать в специализированных препаратах. Но когда вносишь яркие маски-шляпы или персонажей театра «Табло», надо видеть горящие глаза и слышать восторженные возгласы. Они даже не сразу понимают, кого хотят играть.

Основные направления и методы театрализованной игры

Основные направления драматической игры : постепенный переход детей от наблюдения за театральными постановками взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к групповой, когда роли исполняют 3-5 сверстников; от имитации движений фольклорных и литературных персонажей к имитации движений, передающих основные эмоции главного героя и мастерство исполнения роли.

Мы с детьми начали с игры «Курочка и цыплята». Я играла роль курочки. Под аккомпанемент песни «Цыпленок» мы с детьми выполняли движения из песни. После этого роль курочки могли играть многие дети. От игры «Курочка и цыплята» я плавно перешла к сказке «Курочка Ряба», представив новые шапочки для бабушки и дедушки. Постепенно добавляя новые шапочки, мы дошли до сказки «Репка». При введении новых персонажей или шапок в настольный театр я использую загадки, истории, прошу детей подражать походке того или иного персонажа, воссоздать, как он кричит и говорит.

Игровой опыт может быть обогащен только за счет развития специальных игровых навыков.

Первая группа умений связана с развитием позиции «зрителя» (умение быть добрым зрителем, умение смотреть и слушать до конца, умение хлопать, умение сказать спасибо «артисту»).

Вторая группа обеспечивает основное формирование позиции «артиста» и включает в себя использование некоторых средств выразительности (мимика, жесты, движения, интенсивность и тембр голоса, скорость речи) для передачи образа главного героя, его эмоций и переживаний, умение правильно держать и «вести» куклу или статую главного героя.

Третья группа навыков - это умение взаимодействовать с другими участниками игры : дружно играть в игру, не спорить, последовательно выполнять привлекательные роли.

В этом процессе я стараюсь стимулировать интерес детей к театральной деятельности (выразительное чтение, введение новых атрибутов).

Каждый ребенок хочет играть свою роль. Но делать это нужно так, чтобы это приносило ему удовлетворение и признание сверстников. Для этого необходимо научить детей самовыражению. Однако невозможно научить чему-то детей с безэмоциональным педагогом и невыразительным тембром голоса. Поэтому я старалась совершенствовать свою речь в повседневном общении, чтении, декламации, театральных играх, сначала под руководством самой себя.

Затем делаю небольшие упражнения с детьми. В настольном спектакле «Теремок» я прошу тех, кто хотел бы попросить, пойти за тем или иным персонажем в теремок; даю детям возможность определить, кого просить более похоже. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и ведут себя как сказочные персонажи. Я прошу их «вести» персонажей сказки. Такая практика развивает необходимые навыки и поддерживает интерес к театральной деятельности.

Я считаю, что драма и игра должны выполнять одновременно когнитивную, экспрессивную и развивающую функции. Содержание, формат и методика должны способствовать достижению трех основных целей: созданию творческой атмосферы; развитию языка и навыков драматической и исполнительской деятельности; социальному и эмоциональному развитию детей.

Я готовлюсь к драматическим занятиям в несколько этапов.

Сначала я выразительно читаю произведение, а затем веду диалог о нем, объясняя и уточняя не только содержание, но и отдельные выражения. Чем полнее и эмоциональнее дети воспринимают произведение, тем легче им драматизировать прочитанное. Поэтому я использую широкий спектр выразительных средств, таких как интонация, лексика и синтаксис.

Я стараюсь изучать детей, чтобы понять, что они чувствуют, когда слушают меня. В. А. Сухомлинский писал, что если ребенок «не переживает борьбы добра со злом, если в его глазах нет света радостной похвалы, а есть только небрежность, - это значит, что в душе ребенка что-то нарушено, и нужно приложить много усилий, чтобы исправить его душу». Это очень важно в наше время, потому что вокруг много обездоленных детей. Поэтому я стараюсь узнать и понять чувства ребенка, каковы они, насколько они глубоки, насколько серьезны, чтобы помочь ему полнее выразить свои чувства.

В детских садах рекомендуется использовать разнообразные формы выразительности:

- в младшем возрасте развиваются простейшие образные средства выразительности (или подражание характерным действиям сказочных персонажей);

- в среднем возрасте - обучение элементам художественно-образных средств выразительности (интонация, мимика, подражание);

- в старшем возрасте - совершенствование художественно-образных средств выразительности и развитие самостоятельного творчества в передаче образов, словесных выражений и подражательных действий.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для родителей «Роль конструирования детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль конструирования детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль конструирования детей дошкольного возраста» Конструирование в дошкольном возрасте любимый вид деятельности.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 06:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Гришукова Анна (УИ 3394245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД