Получи документы

Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»

Гришукова Анна
Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»

Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольников в понимании нравственного подтекста литературных или фольклорных произведений и участия в процессе игры, который носит коллективный характер и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. Эмоциональное развитие происходит в контексте театральной игры: дети знакомятся с чувствами и эмоциями персонажей, изучают их внешнее выражение и понимают причины тех или иных эмоций.

Важность игры как основного вида деятельности дошкольников отражается в нескольких аспектах:

- Во-первых, в игре формируются новые формы психики ребенка, важнейшей из которых является воображение;

- Во-вторых, развивается личность ребенка, и прежде всего формируются такие качества, как произвольность;

- во-вторых, развивается личность ребенка и, прежде всего, формируются такие качества, как спонтанность; в-третьих, создаются новые формы деятельности - труд и обучение.

Театральная игра в развитии всего ребенка

Личность ребенка

Театральная деятельность способствует развитию у детей навыков социального поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, храбрость и т. д.). Дети не только учатся, но и выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и идентификации.

Театральные игры способны решить многие задачи детской программы: от осознания социальных явлений, формирования элементарных математических представлений до укрепления организма. На мой взгляд, разнообразие тем, средств изображения и эмоций театральных игр позволяет использовать их для всестороннего воспитания личности. Образное и яркое изображение социальной действительности и природных явлений знакомит детей с окружающим миром.

Умелое задавание вопросов побуждает их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Совершенствование экспрессивных языковых навыков тесно связано с интеллектуальным развитием.

В процессе тренировки выразительности реплик персонажа неосознанно увеличивается словарный запас ребенка, улучшается произношение. Ребенок совершенствует свой диалогический язык, грамматические структуры, он начинает активно использовать словарный запас, который, в свою очередь, пополняется. Здесь я могу поделиться с вами своими наблюдениями за детьми из моей группы. Вначале я просила ее изобразить бессловесный персонаж (бабушку, внучку и т. д. в сказке «Репка», а сейчас она уже может освоить диалог из сказки «Теремок». В повседневной жизни ее экспрессивные языковые навыки значительно улучшились.

Для развития экспрессивных языковых навыков я стараюсь создать условия, в которых каждый ребенок может выражать свои эмоции, чувства, желания и мнения не только в обычных разговорах, но и на публике, не стесняясь присутствия посторонних. Очень важно научить этому в раннем детстве, потому что часто бывает так, что духовно богатые и выразительные люди замкнуты, стеснительны, избегают публичных выступлений и теряются перед незнакомыми людьми.

Привычку выражать свои мысли на публике можно выработать только в том случае, если человек выступает перед аудиторией с раннего возраста. Именно поэтому я начал эту работу с детьми 2-3 лет. И это дало определенные результаты. Например, Андрюша К. никогда не рассказывал стихи, но с удовольствием участвовал в спектаклях.

Эстетическое воздействие на детей происходит благодаря тому, что спектакль оформлен со вкусом. Дети еще не могут участвовать в специализированных препаратах. Но когда вносишь яркие маски-шляпы или персонажей театра «Табло», надо видеть горящие глаза и слышать восторженные возгласы. Они даже не сразу понимают, кого хотят играть.

Основные направления и методы театрализованной игры

Основные направления драматической игры: постепенный переход детей от наблюдения за театральными постановками взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к групповой, когда роли исполняют 3-5 сверстников; от имитации движений фольклорных и литературных персонажей к имитации движений, передающих основные эмоции главного героя и мастерство исполнения роли.

Мы с детьми начали с игры «Курочка и цыплята». Я играла роль курочки. Под аккомпанемент песни «Цыпленок» мы с детьми выполняли движения из песни. После этого роль курочки могли играть многие дети. От игры «Курочка и цыплята» я плавно перешла к сказке «Курочка Ряба», представив новые шапочки для бабушки и дедушки. Постепенно добавляя новые шапочки, мы дошли до сказки «Репка». При введении новых персонажей или шапок в настольный театр я использую загадки, истории, прошу детей подражать походке того или иного персонажа, воссоздать, как он кричит и говорит.

Игровой опыт может быть обогащен только за счет развития специальных игровых навыков.

Первая группа умений связана с развитием позиции «зрителя» (умение быть добрым зрителем, умение смотреть и слушать до конца, умение хлопать, умение сказать спасибо «артисту»).

Вторая группа обеспечивает основное формирование позиции «артиста» и включает в себя использование некоторых средств выразительности (мимика, жесты, движения, интенсивность и тембр голоса, скорость речи) для передачи образа главного героя, его эмоций и переживаний, умение правильно держать и «вести» куклу или статую главного героя.

Третья группа навыков - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: дружно играть в игру, не спорить, последовательно выполнять привлекательные роли.

В этом процессе я стараюсь стимулировать интерес детей к театральной деятельности (выразительное чтение, введение новых атрибутов).

Каждый ребенок хочет играть свою роль. Но делать это нужно так, чтобы это приносило ему удовлетворение и признание сверстников. Для этого необходимо научить детей самовыражению. Однако невозможно научить чему-то детей с безэмоциональным педагогом и невыразительным тембром голоса. Поэтому я старалась совершенствовать свою речь в повседневном общении, чтении, декламации, театральных играх, сначала под руководством самой себя.

Затем делаю небольшие упражнения с детьми. В настольном спектакле «Теремок» я прошу тех, кто хотел бы попросить, пойти за тем или иным персонажем в теремок; даю детям возможность определить, кого просить более похоже. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и ведут себя как сказочные персонажи. Я прошу их «вести» персонажей сказки. Такая практика развивает необходимые навыки и поддерживает интерес к театральной деятельности.

Я считаю, что драма и игра должны выполнять одновременно когнитивную, экспрессивную и развивающую функции. Содержание, формат и методика должны способствовать достижению трех основных целей: созданию творческой атмосферы; развитию языка и навыков драматической и исполнительской деятельности; социальному и эмоциональному развитию детей.

Я готовлюсь к драматическим занятиям в несколько этапов.

Сначала я выразительно читаю произведение, а затем веду диалог о нем, объясняя и уточняя не только содержание, но и отдельные выражения. Чем полнее и эмоциональнее дети воспринимают произведение, тем легче им драматизировать прочитанное. Поэтому я использую широкий спектр выразительных средств, таких как интонация, лексика и синтаксис.

Я стараюсь изучать детей, чтобы понять, что они чувствуют, когда слушают меня. В. А. Сухомлинский писал, что если ребенок «не переживает борьбы добра со злом, если в его глазах нет света радостной похвалы, а есть только небрежность, - это значит, что в душе ребенка что-то нарушено, и нужно приложить много усилий, чтобы исправить его душу». Это очень важно в наше время, потому что вокруг много обездоленных детей. Поэтому я стараюсь узнать и понять чувства ребенка, каковы они, насколько они глубоки, насколько серьезны, чтобы помочь ему полнее выразить свои чувства.

В детских садах рекомендуется использовать разнообразные формы выразительности:

- в младшем возрасте развиваются простейшие образные средства выразительности (или подражание характерным действиям сказочных персонажей);

- в среднем возрасте - обучение элементам художественно-образных средств выразительности (интонация, мимика, подражание);

- в старшем возрасте - совершенствование художественно-образных средств выразительности и развитие самостоятельного творчества в передаче образов, словесных выражений и подражательных действий.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 06:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль театрализованной игры в развитие детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Гришукова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.

5 сентября. Международный день благотворительности. Передвижка «Воспитание добротой»

Международный день благотворительности празднуется 5 сентября. Дата выбрана не случайно — это день кончины известной благотворительницы, матери Терезы, которая в 1979 году была награждена Нобелевской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД