Поперёкова Анна Сергеевна
Консультация «Роль семьи в развитии речи детей»
▼ Скачать
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка
начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых,
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской
речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки,
закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи,
начиная с самых ранних лет жизни.
Как часто родители не находят времени на заботу о своем ребенке? И лишь потом, когда их дитя не оправдывает родительских надежд, жалеют о времени, которого уже не возвратить, о времени, когда можно было помочь. Казалось бы, чепуха - ребенок не выговаривает несколько звуков. Почему-то мы упорно придерживаемся точки зрения: «выговорится!» Но…Дети ведь разные, и их способности тоже. Дети с неисправленной речью испытывают большие трудности, потому что в самом начале звук в слове услышали и сказали неправильно. В результате исказился смысл слова. Это ведет к неуспеваемости, к детским неврозам, конфликтам.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию, или напротив - могут его тормозить. Ребёнок родился с готовым аппаратом речи, но не говорит. Это обусловлено не только недоразвитием нервной системы, но и рядом других причин:
1)новорожденный не владеет навыком пользования своим речевым аппаратом, ему надо это навык приобрести;
2)у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
3)ему незнакомы словесные формы, он должен с ними познакомиться;
4)речь связана с проявлением мышления и обусловлена ими;
5)язык развивается в условиях соц. общения, социальные связи еще не установлены.
Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребенок речь правильную и невольно воспринимает её, и, постепенно, этот добрый навык переходит в умственную силу привычки. Всё внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей не допускается. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, и, главное, говорить медленно, ясно и громко.
Очень важно, чтобы вы родители поняли, что речь есть главный предмет в деле воспитания, поняли все значение собственной роли и ответственности в деле развития ребёнка.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии речи ребенка. Ведь семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум, воображение, вкусы, интересы ребенка, а ведь это является преддверием правильной литературной устной и письменной речи. В семье создаётся то или иное отношение к литературе.
Родителям необходимо помнить следующие правила по развитию речи ребенка :
1. Учить описывать знакомые предметы, их главные признаки
2. Развивать зрительную и слуховую наблюдательность.
3. Предлагать лишь совершенные образцы речи.
4. Учить наизусть стихи, прибаутки, поговорки
5. Заботиться о расширении кругозора детей,
связывая представление со словом.
6. Читать произведения детских писателей.
7. Формировать умение описывать явления природы,
просмотренный спектакль, прослушанную книгу.
8. Продумывать обстановку, в которой живут дети и
расширять их социальные связи.
Для успешного развития ребенка родителям, начиная с первого года жизни нужно создавать условия для формирования речи ребёнка, тогда речь достигнет определённого совершенства.