Любовь Тюрина
Консультация «Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Яблоко от яблони недалеко падает», «От осинки не родится апельсинка», «С кем поведёшься, от того и наберёшься!». Наверное, каждому приходилось слышать подобные суждения. В самом деле, почему всё - таки люди, которые рождаются одинаково, становятся с течением времени такими разными? Как сочетаются в борьбе за будущего человека три знаменитых кита - наследственность, среда и воспитание?
Публикация «Консультация „Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начнём с влияния наследственности. Учёные отрицают ту теорию, по которой черты личности, его моральный облик, способности предопределены генами, полученными от предков. По этой теории заранее программируется -будет ли человек добрым или злым, смелым или трусом, трудолюбивым или лентяем. Эта теория представляет ширму, за которой скрываются все дурные поступки человека. Даже детям незаметно усваивают «Теорию наследственности : «Моя мама математику не знала, неспособен и я к ней».
Расисты считают, что обладатели белой расы рождаются с хорошей наследственностью, чернокожие - с плохой. Хотя это конечно не так. Учёные вывезли из самого отсталого племени на земном шаре девочку, привезли в Париж, отдали в школу. В результате она превратилась в интеллигентную и культурную женщину.
Великая роль наследственности состоит в том, что мы по наследству получаем человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. Надо родиться человеком! Но чтобы стать человеком одной биологической наследственности мало. Нужна наследственность социальная - необходимо жить среди людей, общаться с людьми. Это так естественно, что даже не замечается. Ведущим фактором в процессе развития личности является воспитание, т. е. целенаправленное управление деятельностью и общением. Именно взрослые связывают ребенка с окружающей средой, устанавливают его отношения с миром человеческой культуры, с другими людьми. Особую, ни с чем несравнимую роль в развитии ребенка играют родители, семья.
Когда же возникают взаимоотношения ребенком со взрослыми? Многие думают, что с момента рождения. Но это не так. Отношение к будущим детям возникает еще до замужества, до беременности. Если этого не возникло, дети обрекаются на безрадостное существование. Поэтому сейчас много детей - сирот при живых родителях. Эти дети случайные в этом мире. Нх не ждут с трепетом, их не научились любить. Он зачат случайно, он не выстрадан. Так зачем же рожать? Люди, как мы уже говорили, существа разумные. Это животные подвержены инстинктам. Так даже они не бросают своих детенышей.
Итак, ребенка еще нет, а отношение к нему уже возникло. Конечно, оно потом может измениться, но не исчезнет без следа. В психике человека редко что-либо возникает бесследно, особенно такие глубокие переживания.
Новый этап в отношении к ребенку наступает тогда, когда будущая мать носит ребенка под сердцем. Великий писатель Л. Н. Толстой в двух своих великих произведениях описал чувства будущих матерей.
«Война и мир» - «Кити чувствовала себя спокойной и счастливой. Она ясно сознавала свое положение и с наслаждением прислушивалась к нему».
«Воскресенье» - «До этой ночи, пока Нехлюдов обещал заехать к ней (Катерине, она не только тяготилась ребенком, но даже часто удивлено умилялась на его движения в себе. Нос этой ночи, когда он проехал мимо, ребенок стал только одной помехой».
После появления ребенка на свет, возникает обоюдный обмен взрослого с ним чувствами, впечатлениями, информацией. Если с ребенком не говорить, не улыбаться ему, не погладить, не поцеловать - ребенок может даже заболеть. Не от этого ли в неблагополучных семьях часто болеют дети?
Иногда удивляемся, почему в одной семье, одной среде, формируются люди с разным нравственно-психическим обликом, развиваются разные личности? Надо уточнить само понятие среда для развития личности. В самом деле, что является «строительным материалом» личности - все, что окружает ребенка или только определенные элементы окружающего?
Ученые наблюдали за развитием однояйцовых близнецов, у которых наследственность аналогична. Какой вывод сделали ученые? Характеры девочек сложились по-разному из-за того, родителями каждой из них в семье было определено разное место. Различие отношений родителей к детям определяет и различие их характеров даже тогда, когда они живут и воспитываются в одних и тех же условиях и имеют одни и те же природные задатки. Взаимоотношения с родителями во многом определяют качества личности подрастающего человека.