Сергеева Татьяна
Консультация «Речь педагога, как пример для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимая не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском учреждении целиком зависит от качества речи педагога.
Публикация «Консультация „Речь педагога, как пример для детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для педагога детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания установленным традицией для литературного языка.
Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.
Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля. В общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении). Кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.
Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей. Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической.
Работая над совершенствованием собственной культуры речи педагог, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики.
Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной, ясной отчётливой речью, поэтому педагог обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса, т. е. речь должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать. Кроме того, речь взрослого должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Голос – это профессиональный инструмент педагога и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь педагога. Он должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т. е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.