Наталья Волкова
Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиан можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Каменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи : «Научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Публикация «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В XIX в. Интерес к детской речи усиливается. Создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» - утверждал К. Д. Ушинский.
Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является и связь со всеми видами деятельности дошкольников.
Познавая окружающий мир, а именно мир живой и неживой природы, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. На различных занятиях, прогулках, экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской и опытнической деятельности используются различные методические приемы, развивающие звуковую культуру речи, обогащают словарный запас. Это дидактические меры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, описательные рассказы по картинке. Необходимо учитывать требование отвечать на вопросы взрослых четко и громко, при высказываниях своих впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности говорить не торопясь, четко произносить слова и т. д.
Многие знания и умения дети приобретают в процессе формирования правильного звукопроизношения, это прежде всего имитация различных звуков животных, птиц, насекомых (их голоса, а также шум воды, шелест листвы и т. д. Например, при закреплении звуков в небольших звукосочетаниях узнают, как кукует кукушка, как звенит колокольчик («динь-динь»); при уточнении и закреплении правильного произношения изолированных звуков (средн. гр.) узнают, как шелестят листья на деревьях (произносят протяжно звук «ш» : шшш, как жужжит жук («жжж»). Произношение звука связывается с предметом или животным, с которым знакомят детей при помощи игрушек или картинок.
В процессе закрепления звуков в словах дети уточняют, закрепляют, обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения о животных, растениях и объектах неживой природы.
Дидактические игры занимают ведущее место в воспитании звуковой культуры речи. Различные д/игры природоведческого характера не только расширяют кругозор, развивают логическое мышление, память, воображение, но и, конечно, речь детей.
Например, в игре «Что растет на огороде?» дети учатся не только дифференцировать определенных группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах.
Большую ценность для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы, а также речевого развития, представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, т. е. способствуют речевому и умственному развитию.
Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции.
При заучивании загадок про кошку дети узнают ряд новых дополнительных сведений о хорошо знакомом животном :
1. Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы – как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
2. Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Знакомя детей с временами года, обращаем внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указываем на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев иголки.
Предлагаем отгадать загадку о елке – «Зимой и летом – одним цветом» и определить есть ли в названии отгадки звук «е» (сред. гр.).
Не менее полезным для речевого развития и умственного развития при ознакомлении с окружающим являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с заучиванием пословиц, поговорок. Небольшие по объему, они заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают речь говорящего. Например, «Апрель с водою, май с травою», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Много снега – много хлеба», «Много воды – много травы» и т. д.
К месту сказанная пословица или поговорка помогает приучить детей к более точному выражению своих мыслей.
Стихи как речевой материал дл воспитания звуковой культуры речи имеют многоцелевое значение.
Заучивая стихи при ознакомлении с окружающим мы не только уточняем, обогащаем знания о животном, растительном мире, знакомим с природой родного края, нашей страны, но и выполняем задачи по закреплению определенных звуков, в качестве упражнений для выработки четкой дикции, развития голосового аппарата, умение выражать свои эмоции и характер персонажей. При заучивании стихотворений дети не только узнают что-то новое, но и задумываются над некоторыми сторонами жизни животных, проявляют любознательность, желание больше знать о их жизни. Например, заучив стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?» дети спрашивают где живут другие звери: лиса, волк, бобер, белка и т. д.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
Для усвоения интонационных средств выразительности можно подобрать такие художественные произведении, которые знакомят детей с некоторыми явлениями, происходящими в природе в разные времена года.
Таким образом, при ознакомлении детей с миром живой и неживой природы в процессе развития звуковой культуры речи во многом определяется тем, как речевой дидактический материал используется на занятиях. Удачно подобранные стихи, загадки, пословицы, используемые на данных занятиях развивают любознательность, будят мысль детей. Происходит развитие слухового внимания, фактического слуха и является важным познавательным этапом к усвоению детьми и умению производить звуковой анализ слов, знание которого необходимо для успешного обучения грамоте.