Светлана Гришина
Консультация «Работа с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок неповторим и уникален. Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Темочки:
Одарённый ребёнок отличается от большинства сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы педагога, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом. Способности ребёнка всегда проявляются в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика, программирование, спорт и другие виды деятельности.
Педагог должен организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить и поддержать детей с творческим и нестандартным мышлением. Для этого необходимо провести первичную диагностику и последующие обследования. Анализ результатов проведённых исследований помогает в применении дифференцированного подхода в воспитании, выявлении одарённых детей и оценке качества применяемых педагогических методик. Исходя из результатов, определяется уровень развития дошкольника.
Сферы одарённости ребёнка.
Ребёнок с повышенными умственными способностями индивидуален, со своими интересами и предпочтениями, с тягой к определённому виду деятельности. Выделяют следующие сферы одарённости ребёнка:
• Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, отличной памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный интерес к обучению, грамотно излагает мысли и идеи
• Академическая сфера: у ребёнка выражена тяга к чтению, наличие обширного словарного запаса, отличное понимание материала и его усвоение, интерес к математическим заданиям
• Творческая сфера: ребёнок изобретателен в учебно-игровой деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные умозаключения, может применять разные подходы в поставленных задачах
• Коммуникативная сфера: ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, ответственен в принятии решений, показывает лидерские качества
• Художественная сфера: ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам информации, увлекается рисованием и лепкой
• Музыкальная сфера: ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на музыкальные произведения, запоминает ритм мелодии, способен произвести короткие отрывки
• Физическая сфера: ребёнок любит физическую активность, выполняет задания, требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную координацию
Задачи педагога в обучении одарённых детей
Для создания благоприятных условий в обучении одарённых детей, педагог должен разработать индивидуальную программу обучения.
Цели программы – выявление, поддержка и развитие детей с повышенными интеллектуальными способностями. При работе с одарёнными дошкольниками педагогам ДОУ рекомендуется использовать инновационные педагогические технологии, совершенствовать научно-методическую базу, сотрудничать с детскими общественными организациями, обмениваться опытом с другими педагогами на муниципальном и региональном уровнях. Педагог должен обладать высоким психологическим уровнем для работы с одарёнными детьми, не оказывая давления на ребёнка при его желании делать что-то по-своему. Следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания, игры, поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: интеллектуальные игры, конкурсы, призы. При малейшей неудаче самооценка одаренного ребенка резко падает, так как у него повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму. При достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми.
Метод проектов в обучении одарённых детей в ДОУ
Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая позволяет им погружаться в творческий процесс обучения, стремиться к открытиям и самопознанию. Метод проектов, используемый на занятиях, идеально подходит для реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку предлагается выполнить проект: путём исследования найти решение поставленной задачи и подвести итог, выражая свою точку зрения перед публикой. Данная форма обучения предоставляет одарённому ребёнку возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной социальной среде, расширяя свои способности и обогащая знания. При выполнении заданий проекта педагог находится в роли консультанта, помогает и поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Главная задача педагога – оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.