Гребенчук
Консультация «Приобщение дошкольников к книжной культуре посредством технологии «Сторисек»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Приобщение дошкольников к книжной культуре посредством технологии "СТОРИСЕК"
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию консультацию, из опыта работы, на тему: «Приобщение дошкольников к книжной культуре посредством технологии "СТОРИСЕК"
Публикация «Консультация „Приобщение дошкольников к книжной культуре посредством технологии „Сторисек“» размещена в разделах
Своё выступление мне хотелось бы начать со слов В. А. Сухомлинского: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру.
В настоящий момент, одна из самых серьезных и актуальных проблем - снижение интереса к чтению. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Но чтобы ребенок захотел обратиться к книге, нужно формировать у него мотивацию и читательский интерес, через использование инновационных методов. Таким инновационным методом стал для меня метод «Сторисек». Разработан он был английским доктором филологии Нейлом Гриффитсом в 1994 году. «Storysack» (в переводе с английского) - «мешок историй». Он задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Данную технологию можно успешно применять уже в детском саду. «Сторисек» рассчитан на детей старше трех лет и заключается в развитии у детей интереса к книге, культуре детского чтения, а также к театрализованной деятельности.
Что же такое «Сторисек» ?
Это настоящий полотняный мешок, который можно предварительно смастерить вместе с детьми (родителями). Мешок можно заменить чемоданом, картонной коробкой, пластиковым контейнером.
Внутри «Сторисека» находятся следующие компоненты:
• Детская книга.
• Научно - популярная книга (с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса, соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее).
• Аудиокнига - DVD - диск (позволяет детям прослушать произведение несколько раз в записи, т. к. прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).
• Дидактические игры (их необходимо соотнести с книгой, может находиться до трех разноплановых дидактических игр, которые подбираются для расширения кругозора детей, развития навыков осмысленного чтения, связной речи, для формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков).
• Игрушки и дополнительные реквизиты (они помогают оживить художественную книгу, изображают главных героев книги; развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитаное и образы главных героев);
• Шпаргалки для родителей (дают консультацию или советы).
Цель «Сторисека» : разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Развивать навыки осмысленного чтения, навыки обсуждения художественного произведения.
3. Пополнять и расширять словарный запас.
4. Формировать навыки правильного словоупотребления, чувство ритма, интонационной выразительности.
5. Формировать социальные навыки, чувство уверенности в себе.
6. Воспитывать любовь и интерес к книге.
«Сторисек» можно реализовывать с детьми, как проект.
Более подробно работу с технологией «Сторисек» я раскрою на примере произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
В процессе работы я выделила следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий.
На подготовительном этапе я определила произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». Подобрала материал и реквизит в соответствии с книгой.
Составила перечень компонентов «Сторисека» :
1. Книга К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха
2. Фотография автора, другие произведения К. И. Чуковского («Краденное солнце», «Мойдодыр» и пр.)
3. Альбом «В гости к маленьким друзьям» (насекомые)
4. Поддувалочки (бабочки)
5. Пазлы «Собери героев сказки», предметные картинки
6. Дидактические игры, предметные картинки.
7. Раскраски, трафареты «Насекомые», карандаши, клей, ножницы
8. Игрушки-насекомые, музыкальные инструменты
9. Кукольный театр, маски
10. Шпаргалки для родителей (инструкции к дидактическим играм, вопросы к детям по произведению, буклет о технологии «Сторисек»).
Основной этап включил в себя работу с художественным произведением и собранными компонентами «Сторисека». Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе. Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. В ходе чтения проигрывается 2-3 литературных игры (д/и по развитию речи).
Все пособия и материалы, находящиеся в мешке постепенно достаем, в течение недели (или нескольких дней).
1. Чтение, беседа, вопросы по данному произведению
2. Знакомство с автором и его произведениями.
3. Играем в дидактические игры: «Собери последовательность сказки», «Парные картинки» и пр.
Завершается мероприятие совместной продуктивной деятельностью и театрализацией.
1. Рисуем насекомых по трафаретам
2. Пластилинография «Бабочка», лепка «Гусеница», создаем коллаж сказки «Муха-Цокотуха»
3. Кукольный спектакль по сказке.
4. Инсценировка отрывка сказки (маски).
На завершающем этапе работы мы презентовали готовый сторисек родителям, педагогам, поделились новой информацией с другими детьми.
Передавали готовый «Сторисек» в семьи на несколько дней, где дети закрепляли пройденный материал, а также дополняли наш «Сторисек» новой информацией по данной теме. Совместно с родителями была создана книга «По стихам К. И. Чуковского».
В дальнейшем, весь собранный материал был предложен детям для самостоятельной деятельности.
В заключении хочется отметить, что «Сторисек» - уникальный метод в основу которого заложен принцип преемственности и непрерывности воспитательно - образовательного процесса. Не могу не отметить плюсы и минусы данной технологии.
Плюсы:
Доступность
Многофункциональность
(Позволяет использовать в различных видах
деятельности)
Мобильность
Пополнение ППС
Работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Применение в работе: совместная, самостоятельная, проектная деятельность и индивидуальная работа.
Минусы:
Переоценка возможностей педагога
ЭТО ВАЖНО!
ПЕРЕНАСЫЩАЕННОСТЬ МАТЕРИАЛОМ
ЧАСТОТА И ДОЛГОВРЕМЕННОСТЬ (теряется интерес детей)
«Сторисек» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.
Желаю вам творческих успехов!
Спасибо за внимание!