Анжелика Шедогуб
Консультация для родителей «Правила общения с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Обстановка в семье, ее микроклимат, быт, интересы и потребности взрослых членов семьи, их отношение к жизни, труду, людям, детям, к самим себе оказывают большое влияние на формирование личности. В ряде работ отмечается, что особенности родительско-детских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют большое значение для психического и духовного развития ребенка (Дж. Боулби, В. В. Лебединский, А. Д. Кошелева и др.). Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми приводят к возникновению у него внутреннего дискомфорта, вызывают чувство неполноценности, создают угрозу стабильности его отношений к миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии ребенка (Г. М. Бреслав, М. И. Буянов, А. Я. Варга, К. С. Лебединская, И. Захаров, Г. В. Лунина и др.).
Темочки:
Важно учиться развивать умение общаться с ребенком, что включает следующие критерии.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребё нку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой –завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная разговорчивость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что желает сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– исключайте ссоры в присутствии ребёнка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– следует установить твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с дефицитом эмоционально-личностного развития не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Помните, что для ребёнка с нарушениями эмоционально-личностной сферы наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, прогулки и т. д. ;
– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).
Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.
Следует контролировать свое поведение в процессе общения с детьми.
Важно помнить, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Следует помнить, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
Выказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».
Очень важно проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
В общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Нужно правильно реагировать на проступки детей:
– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».
Чтобы умело организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо научиться преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности, то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т. д. ;
– для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;
– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем–либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;
– для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?».
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:
– Кто из героев больше всего понравился?
– На кого хочется быть похожим?
– На кого из друзей похож персонаж?
– Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
– Кто самый добрый? Почему?
– Предложите детям самим сочинить сказку:
а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым);
б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кащей Бессмертный встречает Зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;
в) «сказка-калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т. д.);
г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т. п.).