Шкуратова
Консультация-практикум для родителей по развитию речевого дыхания «Волшебный букет для мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - практикум для родителей. Развитие речевого дыхания. «Волшебный букет для мамы».
Подготовила: учитель-логопед
МАДОУ №42 г. Тюмени
Шкуратова Ирина Петровна
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Публикация «Консультация-практикум для родителей по развитию речевого дыхания „Волшебный букет для мамы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.
2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.
3. Мотивировать родителей к занятиям с ребёнком.
План мастер-класса:
I. Теоретическая часть.
1. Что такое речевое дыхание?
2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
3. Буклет для родителей с рекомендациями и разнообразными играми для развития дыхания.
II. Практическая часть.
1. Усвоение и практическое применение правил проведения упражнений на развитие дыхания.
2. Усвоение и практическое применение приёмов работы по развитию дыхания.
Материалы: листы бумаги формата А3, трубочки для коктейля по количеству участников, краски и кисточки, мыльные растворы различных цветов, одноразовые стаканчики.
Ход мастер - класса:
Добрый вечер уважаемые родители!
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох и выдох, примерно одинаковые по времени. В речи же вдох короткий, а выдох длинный. Речевое дыхание произвольно.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков, потому что, некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приёмом пищи прошёл хотя бы час, ещё лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Заниматься необходимо в свободной, не стесняющей движения одежде;
4. Не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
5. При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
6. Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила.
1. Перед выдохом ребёнок делает вдох через нос, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой. Щеки не надувать (можно придерживать щеки руками). Плечи не поднимать. И вообще, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребёнка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух
3. Выдох должен быть длинным, экономичным и плавным, губы лучше немного округлить (вытянуть). Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
4. Следить за точностью направления воздушной струи;
5. После выдоха, перед новым вдохом, сделать остановку на 2 – 3 с
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный, плавный и, вместе с этим, экономный выдох. Для ознакомления с техникой проведения дыхательных упражнений, различными приёмами и игровыми упражнениями, мы подготовили для вас памятку - буклет, его можно взять с собой.
Приведем несколько примеров таких игровых упражнений ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.
-Давайте пригласим наших помощников.
В зал входят дети и подходят к своим родителям.
-Превратить упражнения в весёлую игру нам помогут мыльные пузыри и разноцветные трубочки для коктейлей. С их помощь мы создадим волшебную картину.
Дети и родители поэтапно рисуют картину применяя нетрадиционные техники: «выдувание краски» и «рисование мыльными пузырями».
Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
1 этап «Выдувание краски» упражняем в умении делать медленный вдох через нос и резкий короткий выдох через рот (рисование стеблей цветов при помощи техники «выдувание краски»).
2 этап «Разноцветные пузыри» тренируем медленный вдох через нос и плавный длительный выдох через рот (подготовка мыльного раствора для рисования).
3 этап. «Пузырь, оживи!» тренируем вдох через нос и плавный, лёгкий выдох через рот (рисование цветов в технике «рисование мыльными пузырями»).
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.
После завершения работы над картиной, дети дарят «волшебные букеты» своим мамам.