Татьяна Богуславская
Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с педагогами, так как именно они в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находятся в тесной связи и с родителями и с детьми.
Что такое адаптация?
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Первые дни ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три- пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане; повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Игровое упражнение «Продолжите фразу».
Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.
«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша, - это.»
«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно.»
После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.
Игровая деятельность
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте - предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.
Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не, только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой.
Игровое упражнение «Подберите игру по темпераменту» :
Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники,
галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком - для меланхоликов, точечкой - для холериков».
1. Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»,
2. Подвижные игры.
3. Игра в мяч.
4. Раскрашивание картинок.
5. Веселые подвижные игры.
6. Танцы под веселую музыку.
7. Хороводы.
8. Игры с водой и песком.
9. Игры-эксперименты.
10. Пазл.
11. Игра с кеглями.
12. Конструкторы.
13. Мозаика.
14. Лепка.
15. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
16. Экспериментирование с красками.
17. Ритмичные танцы.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребенком сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Раздаются памятки «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента» и Картотека «игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет».