Екатерина Алчинова
Консультация «Почему я левша?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое «рукость»? многие полагают, что рукость - это очевидное качество и оно определяется по тому, какой рукой человек пишет. Более того, если он пишет правой рукой, то и все остальные действия выполняет ею же. Однако оказывается, что большинство людей в разных действиях используют разные руки, никогда не задумываясь над этим. При этом чаще всего одна рука легко выполняет мелкие движения, а другая поднимает тяжести.
Публикация «Консультация „Почему я левша?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Чаще всего встречаются названия «праворукость» и «леворукость» или «правшество и «левшество». Если все действия человек предпочитает делать правой рукой, при этом она оказывается более ловкой и сильной, то его называют праворуким, или чистым правшой. Точно так же у леворукого (или чистого левши) и предпочитаемой и более сильной, и более ловкой оказывается левая рука. Но лишь меньшинство соответствует этому правилу. Если же разные действия выполняются разными руками (то есть в одних заданиях человек предпочитает правую руку, в других - левую, то их называют смешаннорукими. Именно они мелкие движения пальцами выполняют правой рукой, а держат тяжелые вещи - левой. Таких людей практически половина. Их нужно отличать от тех, кто одинаково ловко владеет двумя руками. Их называют амбидекстрами или симметричные руки.
В настоящее время можно выделить несколько причин левшества.
1. Влияние семьи, воспитания. Известно, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. У праворукого от рождения ребенка могут быть леворукие мама или папа, бабушка или дедушка, брат или сестра. В таком случае в семье никто не удивится еще одному левше, да и сам малыш будет считать себя левшой, разве что не очень умелым. Могу наблюдаться некоторая неловкость при освоении движений, эмоциональные расстройства. Окончательное преимущественное развитие одного полушария (и, следовательно, определение ведущей руки) отчасти зависит и от того, насколько успешными будут первые опыты общения, какими окажутся первые впечатления от встречи малыша с реальным миром. Встретит ли его стремление все потрогать и познать поддержку окружающих или запреты и замечания?
2. Факторы дородового развития, определяющие развитие левого и правого полушарий мозга во внутриутробном периоде.
3. Различная патология родов, родовые травмы. Это довольно часто приводит к повреждению мозга, в частности,. Левого (речевого) полушария. Вследствие этого его функции берет на себя более сохранное правое полушарие (компенсаторная леворукость) у таких детей часто встречаются речевые нарушения.
4. Травмы правой руки перенесенные в раннем детстве. 2-3 года – это возраст очень активных движений руки: малыш познает окружающий мир, пытается что-то нарисовать, сложить кубики. Если движения правой руки ограничены, более активной становится левая рука (вынужденная леворукость).
5. Наследственная предрасположенность. Леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей-левша (генетически закрепленная леворукость). Эти дети могут ничем не выделяться среди своих сверстников, если их не переучивают.
6. Различные особенности межполушарной ассиметрии.
Особенности левшей
Как уже сказано левша отличается от других детей лишь преобладанием правого полушария. При рождении оба полушария у человека одинаковы с точки зрения их функциональности, то есть ребенок рождается с двумя «правыми» полушариями. И лишь со временем происходит «разделение» их функции. Известно, что левое полушарие отвечает за речь, логику и абстрактное мышление, а правое – за музыкальное и художественное творчество, эмоции, образное мышление.
Толчком для «превращения» одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет, когда малыш впервые начинает упрямиться и проявлять себя, начинают выявляться различия между лево- и праворукими детьми.
Каждое полушарие управляет конечностями противоположной стороны тела. При доминировании левого полушария ведущей, как правило, оказывается правая рука, при доминировании правого-левая. Преобладание правого полушария обуславливает ряд особенностей. Следует заметить, что в зависимости от причины леворукости эти особенности могут различаться.
Ребенок-левша намного отличается от своих сверстников не только затянувшимся упрямством. Он, как правило, художественно одарен, очень эмоционален и впечатлителен. Он намного лучше своих сверстников рисует и лепит, облада6ет хорошим музыкальным слухом.
Но при этом ему может быть свойственна задержка речи затруднения в произношении различных звуков. Это, как правило, связано с теми или иными нарушениями в развитии левого (речевого) полушария и встречается в основном у детей компенсаторной леворукостью. Темпы речевого развития во многом определяют темпы общего развития.
В целом такие дети общительны и контактны. Общение со сверстниками служит для них источником положительных эмоций, в которых эти дети очень нуждаются. Некоторые леворукие дети лучше справляются со словесными заданиями, чем со зрительно-пространственными. Восприятие схем и моделей затруднено чаще всего потому, что левши часто путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
Для многих леворуких детей характерна недостаточность наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Для них может быть сложно срисовать фигуру или ряд фигур. На ряду с отставанием от правшей по некоторым параметрам, у левшей обнаруживается большой словарный запас и объем знаний об окружающем мире. Кроме того, у детей с наследственной левукостью чрезвычайно высоки компенсаторные возможности мозга, т. е. при недостаточном развитии одних функций лучше развиваются другие. И еще одна особенность левши- он может сосредоточиться на чем-то одном.
Левша или правша?
Для выявления ведущей руки существует больше 10 специальных тестов. Родителям следует ответить на вопросы, а также предложить малышу выполнить задания:
• Узнайте, имеются ли у ребенка родстве6ниики с ведущей левой рукой.
• Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.)
• Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
• Обратите внимание, в какой руке держит ребенок ручку или карандаш во время рисования.
• Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
• Предложите ребенку похлопать в ладоши так,чтобы одна рука была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
• Предложите ребенку скрестить пальцы в замок. Большой палец какой руки ляжет сверху?
• Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет сверху?
• Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
• Сидя положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
• Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребенок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.
Не переучивайте.
Переучивание левши – это вмешательство в процесс формирования сложных координированных движений, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка, так как малыш вынужден действовать несвойственным ему способом. Одновременно это может оказать влияние и на познавательные способности малыша.
Переучивать леворукого ребенка – значит изменить специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. В процессе насильственного переучивания могут отмечаться серьезные перемены в состоянии ребенка: он становиться вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание.
При переучивании угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению речевых функций, зрительно-пространственных способностей. При этом нередко страдает внимание, резко снижается темп мыслительной деятельности. Все это приводит к неустойчивости психической деятельности и обучения. Чтобы это предупредить, важно еще до школы определить ведущую руку.
Очевидно, что развитие ребенка-левши несколько отличается от развития праворуких сверстников. Это обусловлено, с одной стороны, «запаздыванием» одних функций, с другой- очень хорошим развитием других. Как же сделать так, чтобы развитие такого ребенка было более или менее равномерным?
Во-первых, важное не переусердствовать при развитии «недостаточных» функций не требуйте от ребенка непосильного, дайте ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, почувствовать свою успешность.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развитии его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в то же время испытывая присущие левшам затруднения, ребенок нуждается в сочувствии. Задача взрослого развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Очень важно определить ведущую половину тела уже в детстве. По некоторым исследованиям левшество проявляется уже на пятой не6деле жизни. Та сторон, на которую ребенок чаще склоняет голову, будет в дальнейшем доминировать. Но до 2,5 лет ребенок будет периодами по2-3 месяца чередовать руки, что связано с развитием разных зон головного мозга. Более надежны и показательны наблюдения за поведением ребенка в возрасте 2,5-3лет. Ребенок прыгает в классики на ведущей ноге. Бросает мяч, прицеливается «любимым» глазом. Рисует, причесывается, чистит зубы, играет преимущественно ведущей рукой. Окончательно ведущая рука закрепляется к годам пяти.