Получи документы

Консультация «Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста»

Елена Щеглова
Консультация «Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста»

Существуют особенности проведения физкультурных занятий у малышей.

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях дошкольного образования. Целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является:

Темочки:

-Развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;

-Пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);

-Тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;

-Воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Физкультура с детьми 1,5–3 лет проводится три раза в неделю. Если погода позволяет, то одно из них организуется на улице. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.

Алгоритм проведения физкультурного занятия.

Физкультурное занятие – основная форма обучения детей физическим упражнениям, носит учебную направленность.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными, и наоборот. Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо многократное повторение пройденного. Внимание детей непроизвольно и кратковременно, учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие так, чтобы избежать переутомления. Для детей раннего возраста характерны : образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений на занятии физкультурой имеет первостепенное значение. Малышам необходима положительная оценка их деятельности на каждом этапе занятия. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей.

Основой построения занятия является его структура.

Структура физкультурного занятия представлена тремя частями:

-Вводная часть или подготовительная (1-2мин.)

-Основная (8-10 мин.)

- Заключительная (1-3 мин.)

Вводная часть включает упражнения, оказывающие стимулирующее воздействие на весь организм ребёнка. Упражнения динамического характера: различные варианты ходьбы, бега, прыжков. Упражнения на внимание, танцевальные шаги, упражнения для формирования стопы.

Основная часть включает гимнастические упражнения, направленные на тренировку различных мышечных групп, совершенствование координационных способностей. В структуру основной части включено последовательное обучение, закрепление и совершенствование основных видов движения. Кроме того, данные движения активно реализуются детьми в подвижных играх.

Заключительная часть представлена упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Их цель – обеспечить максимальное восстановление функций организма за достаточно короткий промежуток времени. Для этого используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной ходьбой, а также релаксацией, играми малой подвижности.

Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность зависит от возраста детей. (по Ильиной)

Возраст детей от 1г. до 1г. 6м от 1г. 7м. до2лет от 2лет1м. до3лет старше 3 лет

Число детей 2-4 4-6 8-12 Вся группа

Длительность

занятия 6-8 мин. 8-10 мин. 10-15 мин. 15 мин.

Виды занятий физической культуры в группе детей раннего возраста :

-традиционные, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;

-сюжетные, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, медведя, зайца, колобка и др.);

-ритмическая гимнастика (к примеру, организованными по типу гимнастики пробуждения).

-нетрадиционная (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Как правило, можно использовать элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на занятии времени.

С самыми младшими ребятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку.

Способы организации детей на занятии :

-Фронтальный

-Групповой

-Индивидуальный

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

Групповой способ - обеспечивает возможность самостоятельного упражнения знакомых движений небольшой группе детей, что позволяет воспитателю обучать другую группу двигательному действию. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

При индивидуальном способе, ребенок делает упражнение самостоятельно, а воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

- картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);

сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);

-игрушками-персонажами для занятия;

-атрибутами для занятия (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);

-демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;

Речевые приёмы

Малыши 1,5–3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль, даже несмотря на то, что физкультурные занятия, по сути, не предполагают пространных монологов и диалогов. Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу.

-Объяснение

Этот речевой приём в первой младшей группе имеет ряд особенностей. Во-первых, предложения должны короткими, во-вторых, высказывания педагога должны строиться на знакомых малышам словах. Так, например, из личного опыта могу сказать, что разъяснение упражнения «Доползи до цели» я строю так: «Вы должны проползти, как совсем малыши, до погремушки. Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая таким образом копилку средств выразительности у детей.

-Беседа

Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Однако отказываться от приё ма не стоит: вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова. Например, перед выполнением общеразвивающих упражнений педагог спрашивает:

«Ребята, нам не нравится болеть, да?»;

«Чтобы прогнать все болезни, нужно выполнять физические упражнения. Будем с вами прогонять болезни?;

Рифмовки

Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как проговаривание к пальчиковым упражнениям:

-Интересные сюжеты

Дети любят сказки, а тем более, если сказочные персонажи приходят в гости. Так, занятие, построенное после прослушивания сюжета можно мотивировать: «Смотрите, ребята: оказывается, чтобы что-то получилось, нужно хорошенько потренироваться. Вот мы сейчас и проверим, усвоили ли вы это правило».

Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму. На физкультурных занятиях используется три вида игр:

1. Дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;

2. Подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном занятии;

3. Театрализованные, представляющие материал занятия в образах

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Сценарий физкультурного развлечения «В гости к Мишке» в группе детей раннего возрастаСценарий физкультурного развлечения «В гости к Мишке» в группе детей раннего возраста Цель: Создание благоприятных условий для двигательной активности. Задачи: приобщать детей к здоровому образу жизни; формировать у детей.

Сценарий физкультурного развлечения «Путешествие Колобка» в группе детей раннего возрастаСценарий физкультурного развлечения «Путешествие Колобка» в группе детей раннего возраста Цель: создание условий побуждающих детей к двигательной активности, получение положительных эмоций. Задачи: совершенствовать двигательные.

Конспект физкультурного занятия «Мячик к детям прикатился» в группе раннего возраста КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ " МЯЧИК К ДЕТЯМ ПРИКАТИЛСЯ" В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕЛЬ; - Учить называть свое имя, развивать ловкость.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Сценарий физкультурного досуга с клоуном к Дню защиты детей с детьми раннего возрастаСценарий физкультурного досуга с клоуном к Дню защиты детей с детьми раннего возраста Цель. Создание праздничной обстановки, хорошего настроения. Задачи. Формировать и воспитывать у детей потребность в подвижных играх. Закрепить.

Сценарий физкультурного досуга «Веселые мячи» с Петрушкой для детей раннего возрастаСценарий физкультурного досуга «Веселые мячи» с Петрушкой для детей раннего возраста Цель. Доставлять детям удовольствие при выполнения физических упражнений с мячами. Задачи. Упражнять детей в действиях с мячом. Развивать.

Сценарий физкультурного досуга «Волк и козлятки» для детей раннего возрастаСценарий физкультурного досуга «Волк и козлятки» для детей раннего возраста Цель. Мотивировать детей к физкультурной деятельности. Задачи. Закрепить умение бегать, ходить, согласовывать движения рук и ног. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста»
Опубликовано: 10 января 2024 в 13:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щеглова (УИ 934105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД