Галина Бабенко
Консультация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: особенности становления и пути формирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывать нравственного ребенка – значит учить его жить согласно «золотому правилу нравственности». Это общее этическое правило, которое можно сформулировать так : не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. Прежде чем ребенок усвоит это правило, он должен научиться сочувствию, должен быть способен обдумывать свои действия и оценивать последствия своих действий для себя и для других. Именно так закладываются основы нравственности.
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: особенности становления и пути формирования“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Принципы формирования нравственных основ поведения у ребенка:
1. Растим участливых детей. Родители – первые учителя, обучающие ребенка нравственности. Привязанность как родительский подход – первый урок нравственности для маленького ребенка. Под привязанностью принято понимать близкие, теплые, основанные на любви отношения между человеческими существами. Основа способности формировать привязанности у человека закладывается в детстве, из личного детского опыта формирования привязанности к своим родителям, к матери в первую очередь. Многочисленные наблюдения и исследования позволяют сделать вывод, что «привязанные» младенцы с большей вероятностью станут нравственными детьми и взрослыми. Одно из свойств, отличающих этих детей от тех, которые не узнали опыта привязанности в общении с родителями, – это чуткость, т. е. умение переключать внимание с себя на других. Родители, прививая чуткость детям, постепенно формируют у них чувство внимания, доброты, заботы, сострадания по отношению к другим людям. Вот результат воспитания ребенка, способного чувствовать.
Если ребенок проводит свои ранние годы с участливым, чутким воспитателем, у маленькой личности формируется чувство правильности, чувство благополучия. Иначе говоря, ребенок чувствует себя хорошо. Если о малыше заботятся, откликаются на его нужды, у него возникает доверие; он подрастает, способный испытывать и проявлять чувства. Эти достойные качества становятся частью подрастающей личности. Ребенок не просто вспоминает об этих свойствах – они неотъемлемы от него. Он чуток и доверчив. Он знает, что это хорошо, когда тот, кто нуждается в помощи и поддержке, получает их. У него есть способность заботиться, умение почувствовать то, что чувствует другой человек. И способность предусмотреть последствия своих, еще не совершенных действий для другого человека.
Такой внутренний кодекс поведения глубоко укореняется у «привязанных» детей. В результате у них формируется совесть, здоровое чувство вины, когда поступают плохо. Солгать для «привязанного» ребенка – значит лишиться доверия. А тогда пострадает его чувство благополучия. И поэтому он будет стремиться сохранить или восстановить свое нравственное равновесие. «Привязанный» ребенок действительно способен поступать хорошо с другими, потому что другие хорошо поступают с ним.
С ребенком, лишенным привязанности, все обстоит иначе. Ребенок, который растет, не видя отклика и участия, сам становится безучастным. У него нет системы отсчета в том, как поступать, – нет примера со стороны взрослых, а, следовательно, и сам он этого не знает. При отсутствии внутренней системы руководящих принципов его ценностные ориентиры будут переменчивы, будут зависеть от его прихотей. Он становится нравственно мягкотелым.
Отличие между участливыми детьми и безучастными сводится к способности испытывать сострадание, раскаяние, к способности предугадать, какими будут последствия совершаемых ими поступков для других людей. Лишенных привязанности детей и взрослых объединяет такая черта, как их неспособность испытывать угрызения совести и сочувствие, а, следовательно, брать на себя ответственность за свое поведение.
В качестве примера может служить ситуация, когда во время игры кто-то из детей падает и, больно ударившись, плачет. «Привязанный» ребенок посочувствует и пожалеет, проявит желание утешить плачущего. Ребенок, не знающий привязанности, может вовсе этого не заметить, а в лучшем случае сказать: «Плакса!».
2. Устанавливаем нравственную связь. «Привязанный» ребенок уже с раннего возраста начинает свое нравственное развитие с двух фундаментальных свойств – чуткости и умения доверять. Эта «азбука» облегчает родителям дело обучения маленького ребенка, а затем ребенка-дошкольника правилам жизни – тому, что надо, и тому, что не надо совершать. Полагающиеся на привязанность родители доступно разъяснят ребенку, что такое «хорошо», что такое «плохо» и что за этим следует. Ребенок верит: всякое родительское слово – свято. Если папа говорит, что бить – это плохо, значит, это действительно плохо. Если мама говорит, что пожалеть плачущего ребенка – это хорошо, значит, это действительно хорошо. Родители – авторитеты в вопросах нравственности для ребенка.
Первые шесть лет жизни – пора широких возможностей, когда ребенок безоговорочно усваивает положительные нравственные качества, следуя родительскому примеру и примеру окружающих его взрослых. Важно постоянно преподавать ребенку всего лишь один «урок нравственности», но ежедневно в течение первых лет жизни. Например, что нужно сделать, если кому-то больно, почему нельзя отнимать игрушки у других, как надо играть друг с другом и т. д.
На первых порах ребенок верит, что поступки хороши или же плохи, потому что взрослые оценивают их таким образом, либо ребенок учится на последствиях поступков.
К пяти годам ребенок начинает усваивать общечеловеческие ценности. То, что хорошо для взрослых, теперь хорошо и для него. Взрослые ценности, нравственно положительные или же нет, теперь составляют «я» самого ребенка.
С семи лет ребенок уже рассуждает о том, что хорошо и что плохо. Он начинает поступать хорошо, потому что так и надо поступать. К семи годам большинство детей уже имеет представление о «норме». Если чуткость, заботливость, вежливость и сочувствие – это повседневная практика в семье, где растет ребенок, они для него – «норма», и он сам будет действовать так же. То, что родители принимают всерьез, принимает всерьез и ребенок. Усвоив родительские ценности, включив их в свое «я», ребенок вступает в школьный возраст.
Сталкиваясь с детьми, у которых иные «нормы», которые выросли в семьях, где неизвестна чуткость, где, возможно, проявляется насилие, где у детей с родителями нет связи, «нравственно» привязанный к своей семье ребенок в итоге оказывается в выигрыше. Поскольку его нравственный кодекс является частью его «я», иные ценности кажутся ему странными, чуждыми. Они воспринимаются как помехи его чувству благополучия. И он становится нравственно разборчивым : он принимает те ценностные ориентиры, которые подкрепляют его чувство благополучия, и отказывается от тех, которые вредят ему.
Морально неустойчивый ребенок – это продукт семьи, где нравственные качества не обсуждаются, где их не прививают; он вступает в школьный возраст, будто корабль без управления. Море нравственной неопределенности – вот где он пребывает, подвластный всякому внешнему воздействию. Поскольку у него нет системы отсчета, из которой можно было бы исходить, он заимствует чужие ценности или же меняет ценностные ориентиры, приспосабливаясь к требованиям момента. Мало найдется того, что для такого ребенка было бы хорошим или плохим, черным или белым; большинство его решений являют собой всевозможные оттенки серого; такой ребенок выбирает путь наименьшего сопротивления, самую проторенную дорогу. Такой ребенок в опасности, потому что ему недостает связи – необходимой связи с морально устойчивыми родителями.
3. Взрослый как образец нравственности. Что такое образец? Это пример для подражания: пример может быть, как хорошим, так и плохим. В раннем возрасте дети абсолютно зависимы от родителей и воспитателей, открывающих им мир. Нормы поведения взрослых автоматически становятся нормами детей, потому что они впитывают как губка все, с чем сталкиваются в своем окружении. Дети не выносят самостоятельных суждений относительно правильности или неправильности действий. Даже если взрослые совершают что-то, что прежде охарактеризовали для детей как неправильное действие, – например, бьют кого-то, – дети считают, что взрослые правы в своих действиях и что человек, которого ударили, заслужил это. Все, что совершают у них на глазах родители, все, что они слышат от родителей, – правильно, и дети хранят эти образцы поведения в своем восприимчивом уме как нечто, достойное подражания.
В процессе взросления дети проходят несколько этапов нравственного развития, однако, в отличие от физического роста, нравственное развитие возможно только благодаря родительской поддержке и поддержке со стороны взрослого окружения. Для того, чтобы ребенок стал морально устойчивой личностью, ему необходимо иметь устойчивую опору на каждом из этапов роста.
К полутора годам маленькие дети узнают, что в «их» мире живут другие люди, что у других тоже есть потребности и права. В родном доме существуют некие «правила», и ребенку следует научиться жить согласно этим правилам, что его огорчает. Ребенок еще не имеет способности судить, что хорошо, а что плохо; его пока направляют другие, и такое руководство извне противоречит его внутреннему побуждению делать то, что хочется. Ребенок еще не способен понять, что он причиняет кому-то боль, когда бьет кого-то. Бить – это «плохо», но только потому, что так говорят ему родители или же потому, что они наказывают его за такие действия. В зависимости от способа, которым взрослые внушают ребенку то, как он должен себя вести, ребенок привыкает думать, что послушание – это норма.
Возраст ребенка от трех до семи лет тесно связан с важнейшим поворотным моментом в его нравственном развитии : ребенок начинает усваивать ценности семьи. То, что имеет значение для родителей, теперь имеет значение и для него. Это нормы поведения. Как только эти нормы станут составной «я» ребенка, он будет руководствоваться в своем поведении этими внутренними правилами. Конечно, ему потребуются частые напоминания со стороны родителей и «закрепление» усвоенного. В дальнейшем дети начинают понимать суть золотого правила и уже учитывают последствия своих поступков для других людей, а также то, что у других тоже есть права и свое мнение; дети учатся поступать обдуманно. Дети этого возраста еще ждут, что ими будут руководить те, кто умнее их. Они уже знают, чем роль «ребенка» отличается от роли «взрослого», и нуждаются в зрелом поведении взрослых. Дети понимают, что такое последствия, и способны устанавливать причинно-следственную связь «если – то» : «Если я плохо себя веду, то вот что случается». «Привязанный» ребенок ведет себя хорошо, потому что в течение нескольких лет он получал от родителей наставления положительного характера. Лишенный привязанности ребенок может поступать по принципу: «Все, что я делаю, хорошо, пока меня не наказали».
Нравственное развитие личности ребенка от поры младенчества до момента поступления в школу проходит несколько стадий: сосредоточенность на своем «я» («Это хорошо, потому что мне от этого хорошо») сменяется сосредоточенностью на других («Это хорошо, потому что так поступают в нашей семье»).
Ребенок старше шести лет начинает судить о том, какие образцы достойны подражания и включения в рамки его личности и от каких следует отказаться как от угрозы для собственного «я». Это означает, что родители должны «наполнить» здоровыми образцами своих детей в дошкольные годы, наиболее благоприятные, для того чтобы дети смогли разбираться в образцах, с которыми столкнутся позже.
Так общая модель родительского поведения становится главной для ребенка. Родители должны сознавать, что осуждаемые действия, которые ребенок наблюдает на телеэкране (например, ярость и насилие, ему скопировать легче, чем похвальное поведение (например, помощь ближнему или слабому). Положительному поведению подражать всегда труднее. Здесь на помощь приходит всем хорошо известная старая русская пословица: «Один добрый пример лучше ста слов». А, для того, чтобы положительные примеры закрепились у ребенка, родителям необходимо их часто повторять. Чтобы нейтрализовать негативное воздействие, впитываемое ребенком извне, нужно постоянно насыщать его ум примерами достойного поведения и демонстрировать собственные положительные примеры – «мгновенное воспроизведение» : как я взрослый поступаю в данной ситуации.
Взрослые показывают образец того, как надо жить, самой своей жизнью. Все, что они делают на глазах у ребенка, он сравнивает со словами родителей и задумывается: насколько серьезно мама и папа соответствуют тому, что говорят. Дети очень чувствительны к лицемерию. Если фактические дела расходятся со словами, дети привыкнут не доверять родителям. Даже пустяки отпечатываются в маленьких умах. Если родители говорят одно, а на самом деле делают другое, это приведет в замешательство ребенка, и в итоге он не поймет, что хорошо и что плохо. Демонстрируя образец поведения, взрослые побуждают ребенка следовать их примеру независимо от того, достойный перед ним образец или недостойный. В итоге, ребенок усвоит тот образ жизни, который родители показывают ему сами – в обстановке домашней повседневности.
Помимо демонстрации положительных примеров поведения в стенах родного дома, родителям необходимо анализировать внешнее воздействие, которое может оставить в уме ребенка вредное влияние. К «внешнему воздействию» относятся знакомые, соседи, дети старшего возраста и телевидение. Когда-то значимыми в жизни ребенка фигурами были в основном члены его большой семьи, но в современном динамичном обществе перед ребенком возникает более широкий выбор образцов. Родителям необходимо постараться ввести в окружение ребенка как можно больше значимых для него людей, которые покажут ему положительный пример, тем самым уменьшив возможность дурного влияния на ребенка.
4. Учим ребенка нравственным мыслям. Родители не должны упускать поучительные моменты, а также случаи в повседневной жизни семьи, которые дают возможность обсудить с ребенком нормы поведения, принятые в обществе. Пусть ребенок слышит, как взрослые рассуждают о том, хорош или плох некий поступок, совершенный в какой-то конкретной ситуации.
Читая со старшими детьми сказки, родителям всегда нужно обсуждать поступки сказочных героев: как плохо они поступили, что они сделали не так и что нужно было сделать в том или ином случае. Необходимо побуждать детей высказывать свое мнение. Пусть в семье идут оживленные споры. Важно помнить, что нужно уважать мнения детей, даже если родители не разделяют их. Пробудить у ребенка способность защитить свое мнение – незабываемый урок нравственности.
5. Изучайте ребенка. Родителям следует знать, как ребенок рассуждает в нравственном аспекте на каждой из ступеней развития. Для этого необходимо постоянно вовлекать его в ситуации, требующие решения вопросов общепринятых норм поведения. Большая роль в нравственном воспитании ребенка принадлежит этике.
Этика – важная вещь для ребенка, потому что он руководствуется этикой в своем выборе. Если ребенок эгоистичен, материалистичен, если не умеет сопереживать другим, он думает прежде всего о том, что хорошо для него, и ищет легкие пути. Если же способность сопереживать глубоко укоренилась в ребенке, он будет всегда завоевывать симпатию окружающих, ведь он готов проявлять заботу о других.
Для того, чтобы ребенок рос морально грамотным, родителям необходимо внушать ему свои моральные принципы постоянно, неуклонно укреплять его нравственность, пока они имеют на него влияние. Об этом говорит и старая русская пословица: «Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется – трудно будет». Родителям бы хотелось, чтобы ребенок поступал правильно, а не просто делал то, что целесообразно в данной ситуации. А чтобы так и было, ребенок должен действовать, исходя из внутреннего убеждения, которое формируется не один год. Воспитание – бесценное богатство, нравственные ценности нельзя извлечь откуда-то в последнюю минуту, их не меняют в зависимости от времени и моды.
Ребенок растет и развивается в семье, и родители для него – первые учителя и воспитатели. Семья – это общество в миниатюре, где ребенок учится жить вместе с другими членами и уважать их. Наука о том, что хорошо, а что плохо, должна преподноситься ребенку терпеливо и последовательно, с учетом его возрастных особенностей. Родителям необходимо всегда помнить, что нравственность, обусловленная необходимостью подчиниться или же страхом, не привьется, потому что такая нравственность не может стать частью личной воли ребенка. Нельзя научить ребенка совершать достойные поступки методом запугивания и рукоприкладства. В таком случае ребенок скорее постарается не попадаться, чем примется размышлять о том, хорош или плох его поступок. У детей, руководствующихся в своих действиях самоконтролем, а не боязнью наказания, нравственность становится частью их «я».
Со временем, когда ребенок будет взрослеть, он неизбежно начнет испытывать сильное давление со стороны сверстников. Если у ребенка будет отсутствовать внутренняя система руководящих принципов, подсказывающая ему, какой сделать выбор, ребенок скорее станет жертвой такого давления. Если в стенах родного дома и в самом ребенке сформирована устойчивая система руководящих принципов, он не откажется от родительских ценностных ориентиров и от своих собственных, глубоко укоренившихся в нем. Такой ребенок у сверстников сделается лидером вместо того, чтобы равняться на них; он будет прокладывать свой путь и следовать ему всегда, оставаясь в любой ситуации глубоко нравственной личностью.